Бокситы на Северном Урале были открыты в 1931 году геологом Н.А. Каржавиным. О своем открытии Н.А. Каржавин в газете «Пролетарий» за 1934 год писал: «Я немедленно отправился в Федоровский музей: бокситы района Петропавловского завода оказались весьма опрятно уложены не только в шкафах музея, но и в неразложенных коллекциях недавних сборов. Их анализ, проведенный в Уральском геологическом управлении, дал совершенно неожиданные результаты: содержание глинозема (окиси алюминия) достигало в некоторых образцах до 63,44%, а содержание вреднейшей примеси, кремнезема, — всего 2,92%! Я выехал в поле… Анализ бокситов, взятых мною в ноябре 1931 года в районе Красной Шапочки (2,5 км на северо-восток от Петропавловского завода), вновь дал до 53,92% глинозема, а кремнезема всего 12%. На анализ были отобраны бокситы всех имеющихся разновидностей и все они оказались принадлежащими к наиболее высоким сортам вторичных, наиболее богатых бокситов».
Таким образом на Урале было открыто крупнейшее месторождение бокситов в СССР, названное первооткрывателем красивым названием — «Красная Шапочка».
Высокое качество бокситов месторождения «Красная Шапочка» привлекло к нему особое внимание, а наличие выходов руды на поверхность позволило в короткий срок оценить его масштабы. В последующие годы границы месторождения были значительно расширены поисковыми и разведочными работами, а также были открыты другие месторождения – Кальинское и Черемуховское.
Первоначально Североуральские месторождения отрабатывались карьерами. По мере увеличения глубины работ, в 1940-х годах, на смену карьерам были построены малые наклонные шахты. В послевоенный период месторождения начали вскрываться капитальными наклонными шахтами глубиной 200-250 м, а затем и крупными вертикальными шахтами глубиной 450-500 м.
Североуральский бокситовый бассейн разделяется широтными сбросами и «безрудными промежутками» на ряд крупных площадей, которые условно названы месторождениями. Одним из таких является Ново-Кальинское месторождение протяженностью 2 км.
Ново-Кальинское месторождение было открыто в январе 1953 года на площади, ранее считавшейся безрудной. Поскольку на данном месторождении бокситовый пласт не выходил на поверхность, то для отработки запасов Ново-Кальинского месторождения была построена вертикальная шахта №12-«Капитальная» (будущая №12-12-бис). Открытых карьеров и наклонных шахт на Ново-Кальинском месторождении не было.
В 1970 году по техническому проекту института «Гипроникель» началось активное строительство шахты №12–12-бис проектной глубиной 1600 м.
Проходка вертикальной шахты №12–12-бис осложнялась крайне высокими водопритоками в стволах. Белгородским институтом ВИОГЕМ был разработан проект по созданию водоупорной цементной завесы.
В июле 1971 года трестом «Бокситстрой» впервые в СССР проводятся тампонажные работы и цементация пород вокруг стволов на глубину 1130 м. Скважины вокруг ствола бурились самоходными буровыми установками УБВ-600 методом реактивно-турбинного бурения, после чего в скважины произвели закачку цементного раствора в объеме около 2-3 тысяч тонн, но безрезультатно.
Для перехвата подземных вод на Ново-Кальинском месторождении в декабре 1983 года был введен в эксплуатацию Ново-Кальинский дренажный узел (НКДУ) с 20-ю водопонижающими многоствольными скважинами глубиной до 700 м. Рабочий диаметр основных стволов 500 мм. Направленные стволы рабочим диаметром 300 мм (3-5 в каждой скважине) предназначены для увеличения водоотдачи и располагаются в интервале глубин 300-700 м. Осушительная система предназначается для понижения уровня водоносного горизонта на глубину до 300 м с целью устранения опасности проникновения паводкового стока в шахты через зону сдвижения горных пород.
С увеличением глубины шахтных стволов шахтостроители столкнулись с новой проблемой – горные удары. Так, проходка главного и вспомогательного стволов шахты «Ново-Кальинская» (№12–12-бис) с глубины 500 м велась с возведением тюбинговой крепи в качестве временного крепления, бурением и взрыванием опережающих камуфлетных скважинных зарядов как по забою, так и по периметру ствола, а также с созданием сплошных разгрузочных щелей шириной 105 мм по всей длине стволов. Горное давление по их периметру было настолько велико, что уменьшало ширину компенсационных разгрузочных щелей, заполненных деревом, с 10 см до нескольких миллиметров в течение ряда месяцев, а порой и недель.
Выполнение профилактических мер по предупреждению горных ударов при проходке этих стволов занимало до 60-70% общего технологического баланса рабочего времени и удорожало проходку на 1,5 млн. руб. в год (в ценах 1984 года).
28 февраля 1981 года во вспомогательном стволе строящейся шахты №12–12-бис на глубине 1330 м произошел горный удар, разрушивший всю монолитную бетонную крепь толщиной 0,8-1,5 м на участке в 12 м.
Сложные горно-геологические и гидрогеологические условия при проходке стволов значительно замедляли строительство шахты. Пуск первой очереди шахты «Ново-Кальинская» был запланирован на 1992 год.
В феврале 1987 года по причине недостаточного финансирования строительство объектов шахты «Ново-Кальинская» было законсервировано, а шахта переведена на сухую консервацию.
В период 1990-х годов работы на шахте периодически возобновляются силами управления «Шахтострой», затем шахта передается АО «Богословский алюминиевый завод».
С июня 1999 года было начато строительство объектов шахтной поверхности: башенный копер скипового ствола, металлический копер «Север-2» на клетевом стволе, очистные сооружения, калориферная, две вентиляторные установки на ЮВС, АБК, столовая, склад руды и пр.
Возобновление строительства шахты «Ново-Кальинская» стало возможным после вхождения ОАО «Севуралбокситруда» (СУБР) в состав группы «СУАЛ-Холдинг».
В 2000 году институтами «СУБР-проект» и «Уралгипроруда» была выполнена корректировка действующего технического проекта в связи с выявленными в ходе строительства сложными горно-геологическими условиями и ограниченным финансированием на капитальное строительство. Тем самым были значительно сокращены объемы строительства на поверхности за счет реконструкции объектов, предусмотренных на период строительства и предназначенных в дальнейшем под снос.
В марте 2001 года строительство шахты «Ново-Кальинская» было возобновлено, а ввод ее в эксплуатацию запланирован в 2005 году с целью восполнения выбывающих мощностей шахт №15–15-бис и №16–16-бис.
7 июля 2005 года шахта «Ново-Кальинская» была пущена в эксплуатацию – это первая рудная шахта, построенная в России в постсоветский период и крупнейшая из числа подобных возводимых объектов. Инвестиции группы «СУАЛ» в ее строительство составили 1,5 млрд. рублей.
В первую очередь пускового комплекса вошли вертикальные стволы и поверхностные комплексы центрального и южного вентиляционного стволов, а также горизонты -740 м, -800 м и -860 м.
Пуск шахты «Ново-Кальинская» решил две основные задачи: сохранение мощностей СУБРа по добыче руды и обеспечение рабочих мест для шахтеров из отработанных шахт №15-15-бис и №16-16-бис. Совокупный годовой объем добычи на этих шахтах составлял 800 тыс. тонн боксита, что соответствует проектной мощности шахты «Ново-Кальинская». Вывод ее на проектную производительность происходил постепенно с увеличением производственной мощности.
На шахте пройдено более 27 км горных выработок, построены три вертикальных ствола диаметром 7-8 м и глубиной 1400 м; башенный копер высотой 84 м на скиповом стволе со складом руды; подъездные железнодорожные пути длиной 2 км; очистные сооружения шахтных вод пропускной способностью 500 м3/ч, АБК и вспомогательные помещения.
Ново-Кальинское месторождение вскрывается центральной группой стволов и вентиляционным стволом на южном фланге.
Вертикальный скиповой ствол предназначен для выдачи руды и породы на поверхность с отрабатываемых горизонтов. Ствол имеет диаметр 8 м, пройден до отметки 1197,8 м и оснащен двумя двухскиповыми рудным и породным подъемами.
Вспомогательный ствол служит для спуска людей, материалов и оборудования, а также для подачи свежего воздуха в шахту. Ствол имеет диаметр 7 м, пройден до отметки 1243,5 м и оснащен двумя клетевыми подъемами с клетями на канатных проводниках.
Центральный вентиляционный ствол служит для спуска-подъема людей, материалов и оборудования на горизонты -800 м и -860 м. Ствол первоначально был предназначен для опережающего строительства горизонтов, но после неоднократного затопления его от внезапных прорывов карстовых вод при проходке был остановлен ниже гор -860 м.
Южный вентиляционный ствол диаметром 5 м, пройден до отметки -902,8 м и служит для выдачи отработанного воздуха из шахты.
После чего выдается фонарь и самоспасатель.
Спуск в клети по стволу на глубину 1300 метров занимает всего около 5 минут.
Шахта «Ново-Кальинская» имеет 7 горизонтов выработок. Верхний горизонт -740 м является вентиляционным.
Центральные стволы шахты «Ново-Кальинская» пройдены в породах лежачего бока рудной залежи на западном фланге шахтного поля, поэтому на глубине 1300 метров длина вскрывающего квершлага составляет более 2 километров.
При такой удаленности рабочих мест от основного ствола, на шахте организована доставка людей до рабочих мест в пассажирских вагонетках ВПГ-12.
Передвижение пассажирских и грузовых составов производится мощными электровозами К-14.
Шахтное поле разделено на два фланга, подготовленных соответственно южным и северным полевыми штреками.
Полевые штреки пройдены в крепких известняках лежачего бока рудной залежи.
Все стрелочные переезды оборудованы автоматической световой сигнализацией.
Для безопасности при маневрировании составов на опасных участках установлены сферические зеркала с большим углом обзора.
Высота этажа на верхних горизонтах — 60 м. С горизонта -920 м высота этажа увеличена до 90 м.
Проходка горизонтальных выработок производится с помощью породопогрузочных машин ПНБ.
Бурение шпуров в забое осуществляется перфораторами ПТ-48А. В связи с высокой водообильностью и наличием карстовых пустот, заполненных грунтовыми водами под высоким давлением, проходка выработок осуществляется с обязательным бурением опережающих скважин, которые должны опережать грудь забоя не менее чем на пять метров.
После отпалки забоя машиной ПНБ производится уборка горной массы.
Рабочим органом машины служат парные нагребающие лапы. Они нагребают породу на приемный скребковый конвейер, который перемещает ее дальше в вагонетки.
Применение машин непрерывного действия типа ПНБ на СУБРе началось в 1950-1960 годах, когда среди проходческих бригад шло соревнование по скоростным проходкам выработок. Наибольшую скорость проходки достигла бригада Я.С. Пьянкова в марте 1974 года на гор. -250 м шахты «Черемуховская». Бригада Я.С. Пьянкова за 30 рабочих дней прошла одним забоем 802 метра штрека.
В связи с тем, что Североуральские бокситовые рудники эксплуатируют сравнительно маломощные залежи большой протяженности, с большими размерами шахтных полей и одновременным увеличением интенсивности очистных работ, использование скоростных методов проходки не теряет актуальности и в настоящее время.
Составы с пустой породой от проходки транспортируются к круговому вагоноопрокидывателю, после чего порода в двух породных скипах поднимается на поверхность.
Выработки большого сечения (для проезда самоходной техники) проходятся с помощью самоходных буровых установок Boomer (Atlas Copco), Monomatic (Tamrock).
Буровая установка выполняет как бурение скважин, так и крепление выработки штанговой крепью.
Впервые сталеполимерные штанги начали использоваться в начале 1970-х годов, когда по предложению Ленинградского горного института на шахте №13-13-бис («Кальинская») были проведены испытания сталеполимерных штанг (СПШ), обладающих высокой несущей способностью и короткими сроками твердения полимербетона. Для закрепления штанг в скважинах использовали быстротвердеющую смесь разработанного Ленинградским горным институтом состава, включавшего эпоксидную смолу ЭД-5 (ЭИС-1), отвердитель аминофенол, катализатор и заполнитель (песок).
В настоящее время состав и размеры ампул модернизированы для обеспечения надежного крепления штанг.
В зависимости от крепости пород кровли выработки проходятся с креплением СПШ, торкретбетоном, спецпрофилем СВП, бетоном.
На участках слабых пород и тектонических нарушений применяется арочная податливая крепь с деревянной или железобетонной затяжкой.
Бокситовый пласт залегает на неровной закарстованной поверхности светло-серых массивных известняков петропавловской свиты силуро-девонского возраста. Вследствие этого бокситовый пласт, заполнивший неровности этой поверхности, приобрел со стороны лежачего бока причудливую форму и неравномерную мощность как по падению, так и по простиранию.
Бокситы перекрываются свитой девонских темно-серых слоистых битуминозных известняков с прослоями глинистых сланцев.
Верхняя граница рудного тела с покрывающими породами относительно ровная и постепенная. Постепенный переход фиксируется иногда взаимным переслаиванием бокситов и известняков. В ряде случаев над бокситами непосредственно залегают трещиноватые известняки с прослоями глинистых сланцев, так называемая «ложная кровля». Породы висячего бока обычно неустойчивы, дают вывалы, «купола».
Известняки лежачего бока крепостью 8–9 по шкале профессора М.М. Протодьяконова относительно устойчивы, брекчированные участки слабоустойчивы.
Промышленное оруденение месторождения связано с субровским рудным горизонтом, залегающим в основании толщи известняков эйфельского яруса и образовавшегося на шельфе древнего моря.
В свою очередь, рудный бокситовый горизонт подразделяется на несколько стратиграфических подгоризонтов: рудной брекчии, красных (марких, немарких яшмовидных) бокситов и зеленовато-серых (пестроцветных) бокситов.
Подгоризонт рудной брекчии залегает в основании бокситового горизонта и состоит из обломков известняка, сцементированных бокситом. Промышленного значения он не имеет и распространен не повсеместно.
Подгоризонт красных бокситов слагает центральную часть бокситового горизонта и служит основным объектом разработки. Он представлен красными маркими бокситами, красными немаркими бокситами и красными плитняковыми яшмовидными бокситами. Красный маркий и немаркие бокситы являются наиболее высококачественными сортами и слагают около 80% всего рудного горизонта. Около 6% рудной залежи представлено яшмовидным бокситом. Над красными бокситами залегает маломощный (0,3-0,4 м) подгоризонт пестроцветных пиритизированных бокситов. Качество зеленовато-серых бокситов очень неоднородно и иногда не соответствует кондициям по содержанию «вредных» компонентов (кремнезема и серы).
Ново-Кальинское месторождение, как и все остальные месторождения СУБРа, представлено пологой пластообразной залежью меридионального простирания с падением на восток под углом 18–35°, преимущественно 23–27°.
Рудные залежи при общей пластообразной форме резко меняют свою мощность как по простиранию, так и по падению. Мощность рудного тела (нормальная) крайне непостоянна и колеблется от нескольких сантиметров до 15-20 м, а в отдельных случаях и больше (до 40 м). В среднем она составляет 4-5 м, но часто 8-10 м без учета безрудных площадей. К безрудным относятся площади с нормальной мощностью рудного тела меньше 1,5 м.
Добыча боксита в очистных блоках производится камерно-столбовой системой с оставлением опорных целиков (рудных столбов).
С полевого откаточного штрека проходятся орт-заезды до пласта боксита. Затем проходится полевой восстающий в лежачем боку и рудный восстающий — по пласту боксита. Через определенное расстояние восстающие между собой сбиваются вентиляционными ходками.
Установка штанговой крепи вслед за продвиганием забоя предотвращает расслоение пород кровли, что способствует повышению ее устойчивости. Поэтому расстояние от забоя до ближайшего к нему ряда штанговой крепи должно быть минимальным.
Погрузка и транспортировка горной массы от забоя до рудоспуков производится с помощью самоходных погрузочно-доставочных машин на дизельном ходу. На шахте «Ново-Кальинская» работают погрузочно-доставочные машины Toro и LK1.
В целях безопасности при работе в забоях используется самоходная техника с дистанционным управлением.
В случае большой удаленности забоя от рудоспуска производится перегрузка горной массы в дизельные автосамосвалы. На шахте «Ново-Кальинская» работают автосамосвалы МоАЗ.
Для обслуживания и ремонта машин на шахте оборудована подземная камера по обслуживанию и ремонту самоходного оборудования и техники (ПОСО).
Мастерские оборудованы всем необходимым инструментом и запасными частями, что позволяет производить обслуживание и ремонт самоходной техники без выдачи ее на поверхность.
Для мойки техники перед ремонтом и обслуживанием используется профессиональная мойка высокого давления Karcher.
Подвижной состав узкой колеи обслуживается и ремонтируется в специальных вагоноремонтных депо.
Вспомогательные платформы («козы») для перевозки различных грузов.
Вскрытие нижележащих горизонтов осуществляется с помощью уклонов, заложенных в лежачем боку рудной залежи под углом 27°.
Уклоны позволяют отказаться от углубки основных стволов, сократить длину квершлагов и обеспечить своевременную подготовку новых горизонтов.
Доставка людей по наклонным выработкам осуществляется с помощью подвесной моноканатной дороги (МДК).
Выработка МДК пройдена в известняках лежачего бока согласно падению рудного тела (примерно 27°).
МДК соединяют по три горизонта. Всего на шахте около 5 таких канатных дорог.
Гидрогеологические условия Североуральских бокситовых месторождений являются исключительно сложными и определяются закарстованностью и тектонической раздробленностью рудовмещающих пород.
По величине водопритоков месторождения СУБРа относятся к числу наиболее обводненных в мире.
Основная часть потребляемой электроэнергии затрачивается именно на водоотлив шахтных вод.
Шахтный водоотлив представляет собой довольно сложный комплекс, включающий постоянные и временные насосные установки, расположенные на нескольких горизонтах, для перекачки воды с горизонта на горизонт.
Все водоотливные установки главного водоотлива оборудованы центробежными насосами типа ЦНС-500 и работают непрерывно в автоматическом режиме.
Насосные агрегаты расположены в насосных станциях заглубленного типа, имеют отрицательную высоту всасывания, что позволяет устранить вредное явление кавитации, срыва вакуума и повысить надежность работы водоотливных установок за счет автоматического управления.
Для защиты от внезапных прорывов подземных вод выработки разделены водонепроницаемыми железобетонными перемычками (ВНП) с двухстворчатыми стальными дверями, рассчитанными на давление 15 атм.
Откаточные горизонты оборудованы выпускными люками с пневматическими затворами (пневмоцилиндрами).
Груженый состав откатывается к круговому опрокидывателю.
В барабане опрокидывателя разгружаются сразу две вагонетки ВГ-4,5.
Наличие автосцепок позволяет производить разгрузку вагонеток без расцепления состава.
Боксит поступает в бункер-накопитель и через загрузочное устройство нагружается в скипы, после чего выдается на поверхность.
В копре скипового ствола происходит разгрузка скипов и по ленточным конвейерам поступает на эстакаду.
Со склада руды боксит нагружается экскаватором в вагоны-думпкары и железнодорожным транспортом отвозится на шихтовальный склад.
На шихтовальном складе боксит усредняется, после чего отправляется потребителям — Богословскому (БАЗ) и Уральскому (УАЗ) алюминиевым заводам.
С 2007 года предприятие входит в состав Объединенной компании «РУСАЛ» — крупнейшего в мире производителя первичного алюминия и глинозема.
В настоящее время АО «СУБР» является крупнейшим современным горнодобывающим предприятием на Урале и занимает одно из лидирующих мест в рейтинге российских предприятий такого типа. В состав предприятия входят три крупных высокомеханизированных вертикальных шахты глубиной 1000-1500 м («Черемуховская», «Ново-Кальинская», «Кальинская»), Петропавловский известняковый карьер, цех транспорта и шихтовки, автотракторный цех, система гидротехнических сооружений, и уникальная сейсмостанция «Североуральск».
Выражаю благодарность и признательность пресс-службе АО «СУБР» и руководству шахты «Ново-Кальинская» за организацию и проведение экскурсии по предприятию, а также сотрудникам производственно-технического отдела за сопровождение по шахте.
Использованная литература и источники:
Бирюков В.И., Куличихин С.Н., Трофимов Н.Н. Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых. 1973. Гл. IV. [Ч.] 2. Поиски и разведка бокситовых месторождений на Северном Урале.
Винокур Б.Ш., Русаков А.В., Якушев Г.Ф. Прогноз удароопасности горных пород по тектонической трещиноватости. // «Безопасность труда в промышленности». 1983, №6.
Вскрытие и подготовка горизонта –890 м в условиях шахты «Кальинской» СУБРа.
Галеева Н.А. От рождения до зрелости. 2000.
Казанцев С. Город, который построил СУБР // Наследники Икара: Каменск-Уральский, Североуральск, Краснотурьинск, Михайловск. 2003.
Клейменов Д.А. Знаменитые месторождения Урала. 2006.
Мартынов В.С., Романский П.А., Меркурьев Н.А. Проектирование вскрытия глубоких горизонтов бокситовых месторождений. // «Горный журнал». 2004, №3.
Половов Б.Д. Проблемы вскрытия глубоких горизонтов при строительстве и реконструкции шахт. // «Известия ВУЗов. Горный журнал». 1993, №3.
Попов О.П., Антропов Б.Г., Захаров Ю.А. История создания сырьевой базы алюминиевой промышленности Урала. // «Советская геология». 1992, №7.
Радько В.В. Возраст зрелости. // «Горный журнал». 2004, №3.
Радько В.В., Попов А.С, Широков А.В. Своевременный ввод новых мощностей – основа стабильной деятельности ОАО «Севуралбокситруда». // «Горный журнал». 2004, №3.
Селивоник В.Г., Воинов К.А. Опыт ведения горных работ в удароопасных условиях. // «Горный журнал». 2004, №3.
Шувалов В.П., Дмитриев Н.В., Колесов В.А. Состояние и проблема капитального строительства шахт СУБРа. // «Горный журнал». 1984, №2.
Этингов С.И. и Левитский И.С. Североуральский бокситовый рудник. [К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. 1870—1970]). 1970.
http://samlib.ru/comment/w/winogradow_aleksandr_wiktorowich/kniga3sewerouralxsk
http://sev-ural.info/index.php?option=com_content&task=view&id=248
http://www.infogeo.ru/metalls/news/?act=show&news=13046
http://www.rusmet.ru/promnews/show/21337/Na_Severouralskom_boksitovom_rudnike_SUBR_vhodyashchem_v_Gruppu_SUAL_vvedena_v_ekspluataciyu_shahta_Novo_Kalinskaya
Спасибо за интересную экскурсию!
Отличный репортаж! Фото, как всегда, КЛАСС! Полное представление о работе рудника.
Спасибо!
Спасибо! Интересно было видеть схожесть и отличие в сравнении с калийными рудниками.
Крепи здесь, конечно, много идет.
Удивило отсутствие подземных конвейеров и дизельная техника.
Конвейеры применялись на верхних горизонтах, но от этой схемы отказались в пользу дизельной техники.
После окончания средней школы №1 в 1953 году полгода проработал маркшейдерским рабочим при Управлении СУБРа, и не раз пришлось ходить с измерениями по стволам и выработкам шахты «Капитальная» и наклонной шахте Второго северного рудника. Техника, которая показана на этих фотографиях шахты «Ново-Кальинская» просто поражает воображение, и как небо и земля отличается от шахтной техники 50-х годов. Спасибо авторам за отличный материал!