Свою историю разрез «Батуринский» ведет с рождения разреза №3, первые контуры которого были обозначены на болотистой местности восточнее села Еманжелинка в 1939 году. Первые тонны угля были выданы на-гора в октябре 1941 года, мощность разреза была определена в 600 тыс. т в год. 10 ноября считается днем его рождения.
Уже в 1942-1943 годах предприятие выдавало более 500 тыс. т, а затем до 800 тыс. т угля в год и более.
В войну на разрезе работали маломощные отечественные экскаваторы ППГ и «Воткинец» с ковшом в 1,5 м³, механические лопаты «Лайм», «Линкбельт», драглайны «Марион» и «Мониган». На поверхность уголь доставлялся конвейерами.
В 1942 году коллектив разреза пополнился репрессированными немцами-трудармейцами, эвакуированными украинцами с Донбасса. Многие из них остались здесь и после войны, проработав по 30-40 лет. После войны к ним присоединились демобилизованные фронтовики.
После войны разрез из года в год наращивал объемы добычи угля и вскрышных работ. В 1959 году было выдано уже более 1 млн т угля и вывезено 5,5 млн кубометров вскрыши. Наибольших объемов добычи угля коллектив добился в 1979-1980 годах, когда выдали на-гора более 2 млн т угля.
За весь период работы в структуру разреза «Батуринский» входило множество разрезов, называемых участками. В 1946 году начал давать уголь участок №4, в 1958 году были сданы в эксплуатацию участки №9 и №10. В 1962 году вступили в строй участки №13 и №10-бис, затем в 1971 году – Копейский участок, базирующийся на угольных полях отработанных шахт Копейска.
В 1982-1988 годах в разрез «Батуринский» входил участок-разрез «Чумлякский». В 1983-1984 годах коллектив разреза «Батуринский» оказывал помощь соседней республике, был подготовлен к сдаче разрез «Приозерный» в казахстанском Кушмуруне с производственной мощностью 500 тыс. т угля в год.
В апреле 1976 года произошло объединение разрезов №3-4 и №7-8, которые и получили общее название – разрез «Батуринский».
Разрез «Батуринский» расположен в северной части Еманжелинского угленосного района, в непосредственной близости от поселка Батуринский. Промышленная угленосность района представлена мощными угольными зонами и пластами средней мощности (2-4 м) и характеризуется крайней неравномерностью как по площади, так и в вертикальном разрезе. Максимальной угленосностью отмечается центральная часть, которая обуславливается наличием мощной зоны батуринских верхнего и нижнего пластов, которые имеют сложное строение. Техническими средствами эти пласты были сближены и представляли собой единую угольную зону мощностью до 140 м.
Горные работы на разрезе осуществлялись по проекту института «Уралгипрошахт». Весь объем вскрыши складировался на внешних отвалах, расположенных в непосредственной близости от границ участков, а также в выработанное пространство участков, но в малых объемах. На вскрышных и добычных работах использовались автосамосвалы грузоподъемностью 30 и 42 т. Впервые в мировой угледобыче здесь в 1943 году начала работать гидровскрыша.
Добывался уголь с зольностью до 40%, угольная масса с зольностью 40-65% для гидрообогатительной установки. Добываемый уголь автосамосвалами доставлялся на два накопительных склада на поверхности. Уголь с зольностью до 40% отсюда грузился экскаватором в вагоны для отправки потребителям. Угольная масса с зольностью 40-65% доставлялась на специальный склад, расположенный в районе техкомплекса, где смешивалась с водой и в виде пульпы по трубопроводу попадала на гидрообогатительную установку. В зимнее время добытый экскаваторами уголь хранился в накопительном складе, и к началу теплого сезона обогащения создавался его определенный запас (около 100-150 тыс. м³), обеспечивающий до холодов равномерную работу.
Вскрытие нижележащих горизонтов по западному и восточным бортам производилось с помощью петлевого автомобильного съезда. Петлевые заезды использовались для вскрытия угольных горизонтов, откуда автосамосвалы «БелАЗ-548» вывозили уголь на накопительные склады угля.
Исходя из геолого-технических условий, , характеризующихся наличием крутопадающих пластов, применялась транспортная система разработки с применением на вскрыше экскаваторов ЭКГ-4,6Б, ЭКГ-5А с вывозкой угля и вскрыши большегрузными самосвалами «БелАЗ-548». Для ведения буровых работ, исходя из крепости пород и опыта эксплуатации, применялось вращательное бурение скважин станками типа 5СБШ-200, СВБК-200, СВБ-2М.
За 58 лет на разрезе «Багуринский» было добыто 65345 тыс. т угля и вывезено в отвалы 522580 тыс. м³ вскрышных пород.
В связи с отработкой запасов угля в конце прошлого века разрез «Батуринский» был закрыт.
Разрез Северо-Батуринского участка сейчас используется для рыбалки и отдыха.
Разрез участка №10-бис.
Использованная литература и источники:
Маляров И. П., Пергамент В. X., Каширин А. Л., Доможиров Д. В., Караулов Н. Г. Взрывные работы на карьерах Южного Урала. // «Известия высших учебных заведений. Горный журнал». 1999, №7-8.
Моисеев А.П. Трудная слава. 2007.
Урал горный на рубеже веков. Т. 5: Уголь и торф Урала. / Под. ред. И.В. Дементьева. 2007.
Угольный разрез «Батуринский» на карте:
[codepeople-post-map]