Иногда под землей можно встретить порой весьма необычные вещи, как например подземную плантацию неизвестных культур на глубине более 300 метров. В этой подземной оранжерее горные «агрономы» выращивали свои тайные культуры…
Добыча руды производилась еще в 1980-х годах, очевидно позже, в 1990-х годах была и оборудована подземная «грядка», но что тут выращивали — остается загадкой.
Первое сопряжение, которое попалось нам по пути находилось на границе теплого влажного и холодного воздуха, от чего в штреке стоял сильный туман.
Основу крепи выполняет массивный швеллер. Первый раз такое встречаю под землей.
Сверху настил из бревен и досок, усеянных зловещими черными корнями. От сильных потоков воздуха они развивались как волосы очаровательной брюнетки в той самой рекламе.
Дальше было еще одно сопряжение, там мы сняли химзу, перекусили и насобирали красивых щеток кристаллов кальцита.
Набрызгбетон выполняет всего лишь косметическую функцию.
Вентиляционный штрек уходил дальше, до сильного обвала, пролезть там можно было, но мы оставили это место «на потом», поскольку идти было куда.
Направо находилась видимо разведочная часть, пройденная по простиранию рудного тела.
Тут был пробит небольшой вентиляционный восстающий. Проходили его буровзрывным способом сверху вниз, пустую породу поднимали в небольшой железной бадье.
Для подъема бадьи служила небольшая лебедка.
Справа находилась камера для буровой, с помощью нее бурили скважины и отбирали керн для анализов.
Вскоре выработка закончилась забоем.
Поэтому мы вернулись в первое сопряжение и пошли навстречу туману…
Шли мы долго, темп ходьбы сильно замедлял густой туман, из-за которого практически ничего не было видно, например такие сюрпризы как открытые восстающие, висящие изоляторы и торчащая проволока на уровне глаз.
Как раз источником тумана служил один из вентиляционных восстающих, после него тумана практически уже не было.
Основной квершлаг уходил на несколько километров вперед.
Кое-где встречались обрушения, но это были всего лишь «цветочки» по сравнению с тем, что нас ждало впереди
Массивная противопожарная дверь.
Еще одна противопожарная дверь.
Впереди было еще одно сопряжение. Налево уходил какой-то сильно гнилой штрек, весь обросший корнями.
Вдоволь наигравшись с прохождением света через корни, мы пошли дальше
Вскоре уровень воды стал повышаться и появился сильный обвал.
Экстремальный краевед передает вам «Привет!» из под крепи.
Мы вернулись в квершлаг и пошли дальше через перемычку.
Прошли мы немного, впереди нас ждало обрушение.
Высота обрушения над крепью больше человеческого роста.
Недолго думая мы свернули в развилку на склад ВВ, в надежде что через него обойдем обрушение и выйдем обратно в квершлаг.
Входные ворота на склад ВВ.
Склад ВВ чем-то напоминал жилища каменного века.
Но ближе к хранилищам он обрел монолитные бетонные стены.
Старая вагонетка с песком.
Далее и направо идет коридор.
Коридор с ячейками для хранения ВВ.
На выходе со склада ВВ бетонные стены и потолки были так сильно разрушены, как будто тут что-то взорвалось и разорвало сверхпрочный бетон на куски.
Мы вышли со склада и пошли дальше по квершлагу.
Попадались еще сопряжения, но как правило они были все обрушены.
Одно из них привело в заброшенную слесарную мастерскую.
Так мы вышли в длинную капитальную выработку. Раньше тут была двухпутевая узкоколейная дорога, но позже поверх рельс насыпали землю в виде двух длинных «грядок».
Сбоку «грядки» были обделаны досками, а под землей проложили трубы для обогрева почвы.
Повсюду валялись светильники больших люминесцентных ламп.
В некоторых местах потолок был обделан отражающими металлическими листами.
Кое-где сохранились мешки и ящики с удобрениями, горшочки для рассады и прочая атрибутика подземных «агрономов»
После подземных плантаций мы попали на сопряжение или даже «перекресток» штреков.
Один из них вел в вентиляционную выработку.
Другой — в обрушенную выработку из податливой крепи.
А третий в кольцевую выработку.
Неподалеку было расположено депо ремонта вагонов и электровозов.
Склад ГСМ, позже оборудованный под насосную камеру. В камере находятся два затопленных штрека, куда собиралась и откачивалась вода с верхних горизонтов.
За этими бетонными плотинами находятся тысячи кубометров кристально прозрачной воды. Внизу, под деревянным настилом проложены трубы большого диаметра и стоят огромные вентили
Идем дальше по кольцевой выработке и приходим к системе шлюзов. Шлюзов было около 11 штук, открываешь один, а за ним сопряжение и еще один шлюз. Все это сопровождалось кольцевыми транспортными выработками.
Развилка на склад ППМ.
Тут еще остались запасы песка, кирпичей и досок для ликвидации аварий и пожаров.
Далее кольцевая выработка привела нас к опрокиду. Обрушение в районе ФВУ опрокида.
А вот и сама камера опрокида вагонеток. Груженные вагонетки с рудой опрокидывались с помощью двух лебедок, руда через решетки переспускалась на нижний горизонт и грузилась в скипы. Опорожненные вагонетки откатывались по кольцевой выработке обратно к добычным участкам.
Для фильтрации воздуха от каменной пыли служила ФВУ, работавшая по соседству. Очищение воздуха происходило не через фильтры, а через бассейн с водой.
Вид из камеры ФВУ.
Кольцевая выработка заворачивала обратно и через шлюзы подходила к околоствольной выработке.
В ней на стенах еще сохранились лозунги советских времен:
«Горняк помни! Твое здоровье в твоих руках».
«При ходьбе по выработке берегись электровоза!».
«Перед началом работы приведи в безопасное состояние рабочее место»
«Гудит сирена. Будь осторожен — идут взрывные работы».
Небольшое помещение трансформаторной подстанции.
Огромная вагонетка.
Плутали по кольцевым выработкам мы довольно долго, но нашей целью все еще оставалось дойти до фланга — а это расстояние примерно 7 километров. Попутно проверяли все развилки и штреки, вскоре мы так заплутали что пришли в сильно обрушенную часть системы, с массивными обрушениями, гнилыми крепями и спертым воздухом.
Чем дальше мы шли, тем воздух становился более теплым и спертым.
По пути встретили еще один небольшой склад ВВ.
Довольно больше помещение с надписями «Не курить!».
Остатки небольшого вентилятора для забоев.
Несколько сопряжений.
Еще один источник тумана — вентиляционный восстающий.
Даже залезли в заброшенную слесарку, правда мы к ней уже подходили но с другой стороны.
Нам оставалось только идти по направлению потока свежего воздуха.
Но что там за обвалом? Может быть просто щель между камней, откуда сквозит воздух из камеры и есть ли проход дальше? Единственный способ это узнать — пролезть между камней и проверить откуда идет свежий воздух.
Осторожными шагами мы поднялись по камням на бывшую кровлю выработки. Повсюду на гнилой крепи зависли огромные валуны и в любой момент могли упасть вниз.
Метр за метром мы проходили опасные обрушения и вскоре вышли в более-менее безопасную часть.
Кровля еще уцелела, а вот крепи уже сильно прогнили и упали сами по себе.
По колено в гнилом дереве мы пробирались все дальше и дальше.
Метров через двести этот кошмар закончился.
Дальше мы шли очень долго по многокилометровому квершлагу и в итоге пришли к противопожарной двери, а это обещало кое-что интересное.
Этим сюрпризом оказался огромный траспортный ствол для спуска больших самоходных машин. Преодолев его по кромке ствола, мы прододжили свой долгий и нелегкий путь.
Штреки извивались словно змеи — некоторые были кольцевыми, некоторые шли параллельно, а один даже проходил поверх другого.
Скоро породы начали меняться на более «цветные», обрушений стало все меньше и меньше.
Итогом нашего долгого пути стал фланг, которого мы достигли пройдя около 10-13 километров.
Немного отдохнув и перекусив, мы двинулись в обратный путь.
На обратном пути даже умудрились заблудиться и ушли в добычную часть, где увидели выпускной люк. Хотя до этого ничего такого не встречали.
Рядом пробит восстающий для чистки рудоспуска.
В сумме за все время проведенное в системе мы прошли более 20 километров выработок, причем многое еще осталось не исследованным.
уау, как много фоток сразу))
это средне )
Да…. Вот это масштабы, и запутанность…
Очень необычно видеть кабели.
в основном они там, где прошли обрушения и их не смогли достать
Уххх такое без карты смотреть — путаешся )
а ходить ) можно там плутать очень долго
Ну ходить это отдельный кайф )
Прям в поход на несколько дней с палатками )
там очень сильно поливает, да и тяжело даже налегке под ливнем подниматься 300 метров
бля, ахуенно, эрекция, ахуеть какие штольни, пиздато=)
извините, перевозбудился, приличных слов подобрать не смог.
а да )) сами в шоке все еще
Масштаб даже не понять, не бывавшему там. Но ясно что охрененный.
Что за руду добывали?
очень большие масштабы
черные металлы ковыряли
20км по штольням в снаряге мне сложно представить. крутищща!
это хороший тест на выносливость ))
Охуенчик, один из постов про шахты который меня действительно зацепил!
рад что понравилось)
очень круто!
каким светом ты пользуешься при съёмке?
спасибо.
китайский трехдиодник на CREE XM-L
правда он потом сел и я светил Fenix TK35, любезно предоставленный нашим гостем из Питера
Масштабы поражают воображение. Отчет один из лучших что я читал в этой сфере!
офигенно! спасибо вам за репортаж из довольно таки мрачных глубин. :)
Очень годно! А местечко с обвалившейся деревянной крепью напомнило мне 212-й в вентстволе
Не перестаю удивляться и восхищаться Вашими отчётами о путешествиях. Интересно — супер! Вопрос: По ходу пути Вы «быстренько» составляете схему своего движения — ? А то можно не 20 км. пройти, а проходить лет 20 ( не приведи Господь ) — ? И ещё я подумал (без насмешки над Вами ). что за время хождений и страхов, совсем не стыдно и описаться (натурально, а не фигурально ) пару раз …
как правило проверяем все выработки на одном горизонте. если есть где пролезть — лезем, если обвал, то идем обратно. потом спускаемся горизонтом ниже и так снова.
страшно только первое время, ко всему привыкаешь . да и не надо боятся, тогда путешествие будет неконтролируемым.
Супер . Как-то и молодость вспомнилась .Норильск- Талнах -ГРУ- р-к «Комсомольский» .Спасибо .