Месторождение мрамора около станции «Баландина» было известно еще в XIX веке. Впервые в литературе («Горный журнал») его описал Н. Редригирцев в 1833 году.
Изначально добыча мрамора производилась крестьянами станции «Баландина». Добывался исключительно мраморный щебень для обжига на известь.
В конце 1926 года впервые на месторождении началась добыча мраморных глыб. Попутный мраморный бут (щебень) и отбракованные глыбы отправлялись в Москву по цене 27 руб. 50 коп. и 106 руб. 75 коп. соответственно за 1 тонную франко-вагон ст. «Москва».
С весны 1927 года месторождением заинтересовалось Ленинградское Промыслово-Кооперативное товарищество «Мрамор-Гранит», которое первое поставило на месторождении заявку и вошло с ходатайством перед Уралобсовнархозом о передаче месторождения на правах арендного договора.
С марта 1927 года месторождение эксплуатировалось товариществом «Мрамор-Гранит» и Челябинским Промышленным отделом. Добыча производилась только на правом берегу реки Миасс.
Выходы мрамора тянутся мощной полосой по обоим берегам реки Миасс. Прохоровский участок расположен на правом берегу, а Баландинский — на левом.
Мраморы представляют собой полнокристаллическую монолитную породу. Белые мраморы в западной части месторождения к востоку постепенно переходят в светло-серые, затем в темно-серые, почти черные мраморовидные известняки. В западной части, на обоих участках месторождения, мрамор более высококачественный, массивного строения, белым с розовым, желтым или голубоватым оттенком; цвет имеет максимальную глубину просвечивания (1,5-2 см).
Массив мрамора заключен в гранитах и гранито-гнейсах. Мрамор Прохоро-Баландинского месторождения плотный, мелкозернистый, имеет почти раковистый излом, хорошо полируется, абсолютно не электропроводен (относится к первому сорту по электротехническим показателям). После полировки по внешнему виду близко подходит к каррарскому статуарному мрамору.
Летом 1927 года, на конкурсе, при выборе мрамора для лестниц и облицовки строящегося Дворца Армии и Флота предпочтение было отдано Баландинскому мрамору перед мраморами других месторождений СССР.
За период со времени открытия до осени 1927 года из месторождения было добыто 150 тонн мраморных глыб и 250 тонн мраморного щебня.
при добыче мраморных глыб выход щебня составлял почти 50%. Большой процент бута объяснялся промышленными методами добычи и обраковки глыб.
На 1 м³ добываемого мрамора вскрыши приходилось около 5 м³.
Средняя себестоимость 1 тонны добываемого мрамора франко-вагон ст. Челябинск составляла: глыбы 1,0х1,6 м — 15 руб. 25 коп., бут — 6 руб. 60 коп.
По своему хорошему качеству мрамор применялся для изготовления распределительных щитов и как декоративный материал для облицовки зданий и метрополитена (взамен статуарному каррарскому мрамору). Мрамор с Прохорово-Баландинского месторождения использовался на станциях Московского метро «Театральная», «Университет», «Электрозаводская» и «Новокузнецкая»; кольцевых «Октябрьская», «Белорусская», «Киевская» и «Таганская».
Утвержденные запасы мрамора оценивались в 3,1 млн. м³. Выход блоков 17,35%.
Сейчас месторождение уже не эксплуатируется. Запасы качественного мрамора исчерпаны.
Затопленные карьеры используются для отдыха, но Прохоровские карьеры сейчас находятся в частной собственности, поэтому доступ на них ограничивается маргинальными личностями.
Прохоровские карьеры. В мелком карьере производилась распиловка мраморных глыб, поэтому там остались своеобразные «ступени».
Использованная литература и источники:
спасибо за подробный рассказ, а вот фото с местом выпиловки глыб
спасибо за фото! сейчас туда не попасть, частная собственность как бы
снято в позапрошлом году, уже была частная собственность, ограда, охрана, но вежливость ведь лучшее оружие вора фотографа :)
видимо тогда он был еще добрым)))