Разведки железных руд в Алапаевском округе начались еще в начале 1860-х годов. С 1892 по 1896 год Алапаевское заводоуправление организовало Отделение капитальных разведок, которое производило детальные геологические исследования Алапаевского округа под руководством горного инженера Кондратьева.
Одновременно велись разведки железорудных месторождений в течении 10 лет (до 1903 года).
С 1905 по 1908 в Алапаевском округе снова производились геологические исследования уже горным инженером Михеевым. В виду сильного расхождения мнений Копалова и Михеева на строение, генезис и запасы руды в Алапаевских месторождениях, владельцы заводов пригласили в 1907 году для экспертизы академика А.П. Карпинского.
Карта Алапаевских железорудных месторождений. 1911 год.
В конце 1890-х годов на Поскотинские рудники проложили узкоколейную железную дорогу, соединенную с разъездом №2 Алапаевской УЖД.
В 1894 году на вскрышных работах впервые на Урале был применен экскаватор.
Поскотинские рудники разрабатывали две параллельных рудных залежи шириной около 300 сажень каждая. В 1902 году на рудниках №1 и №2 было добыто 1173811 пудов руды.
До 1928 года руда добывалась только до уровня грунтовых вод. При этом различали руду «надводную» и «подводную». «Надводная» руда представляла собой «зеленую глину с вкраплениями руды». Чтобы отделить руду от глины, прямо в забоях производилась ручная сортировка на грохотах.
«Подводную» руду — сидериты («черная руда») также внимательно сортировали в забое. Различали «черную руду» и «черную не руду».
Лимонитовая жеода с корочками гетита.
После проведения очередных разведок в 1926-1927 годах, в 1928 году началась углубка Поскотинских рудников и рудника «Средние Ямы».
Поскотинский рудник №1 первоначально состоял из 4 карьеров. В северной части месторождения были заложены карьеры №1 и №2, в южной части работали карьеры №3 и №4. К середине 1930-х годов работы соединились в два больших карьера — карьер №1-2 и №3-4.
Рудник был электрифицирован, оборудован легким подъемником и прямым ж.д. выездом из карьера, компрессорной и тремя водоотливными установками.
Затопленный карьер №1-2, вид с южного борта.
Эрозия ботов карьера.
Старый съезд в карьер.
Разрушенное здание электрической подстанции.
Глыбы известняка в восточном борту карьера №1-2.
Небольшой полуостров в карьере №1-2.
Северный борт карьера №1.
Выход доломитов.
Южная часть карьера №3-4 превращена в свалку мусора.
Отвал карьера №3-4.
Остатки производственных помещений (вероятно вентиляционной установки).
Поскотинский рудник №2 разрабатывался узким карьером размерами 350×80 м и около 30 м глубиной. Разрез был оборудован подъемником.
Сейчас на базе старых отвалов организовано небольшое производство.
Карьер Поскотинского II-го рудника затоплен и в него частично складированы отвалы.
Полянка на месте бывшей производственной площадки.
После проведения разведок и подсчета запасов, залежи руды ниже горизонта грунтовых вод начали отрабатывать подземным способом.
Работали шахты «Центральная», «Поскотинская» и несколько вспомогательных шахт.
Помещение надшахтного здания шахты «Центральная».
Шахтный ствол перекрыт и затоплен.
Ходовой канал в ствол.
Практически все здания на площадке шахты разрушены и завалены мусором.
Теплый переход из АБК в надшахтное здание.
Остатки фундамента погрузочной галереи.
Фундаменты опор копра.
Развалины здания подъемной машины.
Здание раздевалок и душевых.
Здание АБК.
В 1970 году месторождение было полностью отработано и шахты были закрыты.
Помимо добычи руды, на шахте «Центральная» было организовано производство охры.
Использованная литература и источники:
спасибо. каждый пост очень интересен)
Я и не знал, что экскаватор такая древняя машина.
Разведка, это как у Куваева в «Территории»? Послали молодого, дерзкого и дело сделано?
Очень интересно почитать. И фотографии красивые. Спасибо ! :)