На границе эпох

Разгребая накопленный материал, я остановился на одном старинном руднике. Это место меня впечатлило тем, что в нем можно обнаружить четкую границу двух временных эпох. Например, деревянные шахтные стволы довоенных годов и бетонные лифтовые послевоенных годов, рельсы узкой колеи и рельсы «широкой колеи», соединенные в общую сеть.
Заброшенная шахта на Урале

Эти старинные выработки нами были детально обследованы и измерены лазерным дальномером, на основании чего была составлена подробная карта.
В довоенные годы на поверхности было заложено несколько самостоятельных отдельных шахт. В них добывалась руда, необходимая для советского машиностроения и промышленности — танков и «Катюш». Очевидно, позже эти шахты были объединены в одну крупную шахту, через которую и отработали оставшиеся запасы руды.
Часть старых выработок либо обвалилась, либо была погашена еще при эксплуатации. Но кое-что еще доступно осмотру и представляет собой большой исторический интерес.
Думаю следует начать наше путешествие с основных шахтных стволов исторической части, постепенно углубляясь в недра земли к более современным разработкам.
Этот шахтный ствол настолько старый, что его крепление выполнено полностью из дерева, тем не менее оно еще держит сильное давление горных пород. Название шахты я намеренно не сообщаю, поэтому по тексту назову его «шахта №1».
Видно, что ствол полностью засыпали сверху пустой породой, справа из под породы видна решетка клети.
Заброшенная шахта на Урале

 

Слева щит оборудования — сирена, телефон, рубильник и элементы управления.
Заброшенная шахта на Урале

 

Тут же был руддвор шахты №1, отделенный противопожарными воротами от остальных выработок. К сожалению, старинные выработки сейчас погребены под обвалами, поэтому совершенно недоступны. Именно туда, под завал, уходят рельсы узкой колеи, а вот электровоз «замер» уже на рельсах более «широкой» колеи (с более широкой головкой рельса). Переход с одной колеи на другую осуществлялся с помощью наварных переходов, таким образом транспорт мог перемещаться по обоим типам рельс.
Заброшенная шахта на Урале

 

Вся добываемая руда транспортировалась из добычных участков к шахтному стволу по длинному квершлагу. Для удобства перемещения шахтеров между рельсами уложен дощатый настил, такое я встречал уже в тайне №9. На более современных рудниках пешеходная дорожка оборудована в стороне от рельс с нормированным расстоянием до них.
На границе эпох

 

Небольшая платформа, используемая охотниками за металлом для вывоза высоковольтных проводов.
Заброшенная шахта на Урале

 

Ответвление в квершлаге, уходящее в другую старинную часть — поле шахты №2. Рядом идет труба для подачи воды в забои.
На границе эпох

 

Позже, недалеко был построен лифт с этого горизонта на более нижний. Его использовали для быстрого перемещения шахтеров к нижним добычным участкам, но сейчас горизонт полностью затоплен. Камень со свистом летит вниз и входит в воду с таким грохотом и брызгами, словно взрывается морская мина.
На границе эпох

 

Остатки старой вагонетки.
На границе эпох

 

На границе эпох

 

Штрек напрямую подходил к шахте №2, рядом пробит обгонный штрек в обход ствола.
На границе эпох

 

Деревянный ствол шахты №2 так же как ствол шахты №1 был обшит досками и сверху полностью засыпан пустой породой.
На границе эпох

 

Решетка старой людской клети.
На границе эпох

 

Вид в обратную сторону.
На границе эпох

 

Для ведения взрывных работ был построен небольшой склад ВВ — это уже более современная постройка.
На границе эпох

 

Видимо, при проходке квершлага маркшейдеры немного ошиблись и выходы со склада ВВ оказались на разных уровнях относительно друг друга. На одном из выходов была построена бетонная лестница.
Заброшенная шахта на Урале

 

Ближе к полевому штреку были установлены противопожарные ворота, правда деревянные, но главная их функция — перекрыть доступ свежего воздуха к месту возгорания. Впечатлили старинные кованные петли, на которых висели створки ворот и керамический изолятор для небольшого троллея.
Заброшенная шахта на Урале

 

Стрелка на сопряжении рельсовых путей.
Заброшенная шахта на Урале

 

Выходим в более современную часть, а именно — в полевой штрек со множеством ортов. Орты проходились через каждые 20 метров в рудное тело.
По ним часть отбитой руды вывозилась в небольших вагонетках к стволу, а часть переспускалась на нижний горизонт.

Все орты, естественно завалены вывалами из камеры.
На границе эпох

Но все же есть доступные небольшие подготовительные выработки, из которых бурились шпуры для отбивки горной массы.
На границе эпох

Шприц с солидолом для смазки бурового оборудования и скреперов.
На границе эпох

Скважина для подачи сжатого воздуха на нижний горизонт.
На границе эпох

Пробираться по ним приходится полусогнувшись.
На границе эпох

Но все они ведут к обвалам.
На границе эпох

На границе эпох

В другой части полевой штрек изгибается и подходит к флангу рудного тела.
На границе эпох

На границе эпох

На границе эпох

Забавные узоры плесени, словно японский бонсай.
На границе эпох

Обрушенный ходовой восстающий.
На границе эпох

Распределитель сжатого воздуха для отбойных молотков и пневмооборудования.
На границе эпох

Хоть и доступен всего лишь один горизонт этой заброшенной шахты, тем не менее он представляет собой ценный исторический интерес.

13 комментариев

  1. 23.11.2012    

    Михаил, а как один и тот же мотовоз может перемещаться по узкой и широкой колее? У него двойной набор колесных пар?

    • 23.11.2012    

      нет, все стандартно с электровозом. тут понимается то, что есть узкая колея и есть «широкая» — не в плане что у нее расстояние между рельсами больше, а плане того что больше головка рельса (рельс шире в два раза)
      поставил кавычки, чтобы не бросалось в глаза

      • 23.11.2012    

        А понял. У нас похожая ситуация сложилась в начале 20 века, когда в каменоломнях стали заменять эрзац рельсы (деревянные палки оббитые по верху железной полосой), на обычные рельсы. Чтобы вагонетки бегали по обоим типам рельс, стали использовать специальные колесные пары с не реально широкими колесами.

        http://data7.gallery.ru/albums/gallery/115965-bb228-14107410-m750x740-u147a1.jpg

        • 23.11.2012    

          интересно! я вот только не помню какие колесные пары там были — стандартные или нестандартные (

  2. 23.11.2012    

    Скажите а в современных шахтах как с сыростью борются? Вентиляцией и насосами?

    • 23.11.2012    

      в штреках делают специальные водоотливные канавки, по которым вода собирается в одно место, дальше в таких пониженных местах бурят скважины вниз и переспускают воду ниже. на одном из горизонтов оборудуют глубокую яму, туда сливается вся вода из скважин. ставят насосы и гонят ее по трубам вверх наружу. если глубина очень большая, то делают промежуточные насосные с водосборниками, процедура такая же, вода поступает в нишу, а оттуда другим насосом подается еще выше

      вентиляция на уровень воды не влияет

  3. 23.11.2012    

    смотрел, разинув рот

  4. 23.11.2012    

    слушай, если будет вдруг 3я мировая война, я тебя спрошу, куда надо ехать чтобы спрятаться, договорились?))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − девять =

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Новые комментарии

Архив статей

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Присоединяйся