Разгребая накопленный материал, я остановился на одном старинном руднике. Это место меня впечатлило тем, что в нем можно обнаружить четкую границу двух временных эпох. Например, деревянные шахтные стволы довоенных годов и бетонные лифтовые послевоенных годов, рельсы узкой колеи и рельсы «широкой колеи», соединенные в общую сеть.
Эти старинные выработки нами были детально обследованы и измерены лазерным дальномером, на основании чего была составлена подробная карта.
В довоенные годы на поверхности было заложено несколько самостоятельных отдельных шахт. В них добывалась руда, необходимая для советского машиностроения и промышленности — танков и «Катюш». Очевидно, позже эти шахты были объединены в одну крупную шахту, через которую и отработали оставшиеся запасы руды.
Часть старых выработок либо обвалилась, либо была погашена еще при эксплуатации. Но кое-что еще доступно осмотру и представляет собой большой исторический интерес.
Думаю следует начать наше путешествие с основных шахтных стволов исторической части, постепенно углубляясь в недра земли к более современным разработкам.
Этот шахтный ствол настолько старый, что его крепление выполнено полностью из дерева, тем не менее оно еще держит сильное давление горных пород. Название шахты я намеренно не сообщаю, поэтому по тексту назову его «шахта №1».
Видно, что ствол полностью засыпали сверху пустой породой, справа из под породы видна решетка клети.
Слева щит оборудования — сирена, телефон, рубильник и элементы управления.
Тут же был руддвор шахты №1, отделенный противопожарными воротами от остальных выработок. К сожалению, старинные выработки сейчас погребены под обвалами, поэтому совершенно недоступны. Именно туда, под завал, уходят рельсы узкой колеи, а вот электровоз «замер» уже на рельсах более «широкой» колеи (с более широкой головкой рельса). Переход с одной колеи на другую осуществлялся с помощью наварных переходов, таким образом транспорт мог перемещаться по обоим типам рельс.
Вся добываемая руда транспортировалась из добычных участков к шахтному стволу по длинному квершлагу. Для удобства перемещения шахтеров между рельсами уложен дощатый настил, такое я встречал уже в тайне №9. На более современных рудниках пешеходная дорожка оборудована в стороне от рельс с нормированным расстоянием до них.
Небольшая платформа, используемая охотниками за металлом для вывоза высоковольтных проводов.
Ответвление в квершлаге, уходящее в другую старинную часть — поле шахты №2. Рядом идет труба для подачи воды в забои.
Позже, недалеко был построен лифт с этого горизонта на более нижний. Его использовали для быстрого перемещения шахтеров к нижним добычным участкам, но сейчас горизонт полностью затоплен. Камень со свистом летит вниз и входит в воду с таким грохотом и брызгами, словно взрывается морская мина.
Остатки старой вагонетки.
Штрек напрямую подходил к шахте №2, рядом пробит обгонный штрек в обход ствола.
Деревянный ствол шахты №2 так же как ствол шахты №1 был обшит досками и сверху полностью засыпан пустой породой.
Решетка старой людской клети.
Вид в обратную сторону.
Для ведения взрывных работ был построен небольшой склад ВВ — это уже более современная постройка.
Видимо, при проходке квершлага маркшейдеры немного ошиблись и выходы со склада ВВ оказались на разных уровнях относительно друг друга. На одном из выходов была построена бетонная лестница.
Ближе к полевому штреку были установлены противопожарные ворота, правда деревянные, но главная их функция — перекрыть доступ свежего воздуха к месту возгорания. Впечатлили старинные кованные петли, на которых висели створки ворот и керамический изолятор для небольшого троллея.
Стрелка на сопряжении рельсовых путей.
Выходим в более современную часть, а именно — в полевой штрек со множеством ортов. Орты проходились через каждые 20 метров в рудное тело.
По ним часть отбитой руды вывозилась в небольших вагонетках к стволу, а часть переспускалась на нижний горизонт.
Все орты, естественно завалены вывалами из камеры.
Но все же есть доступные небольшие подготовительные выработки, из которых бурились шпуры для отбивки горной массы.
Шприц с солидолом для смазки бурового оборудования и скреперов.
Скважина для подачи сжатого воздуха на нижний горизонт.
Пробираться по ним приходится полусогнувшись.
Но все они ведут к обвалам.
В другой части полевой штрек изгибается и подходит к флангу рудного тела.
Забавные узоры плесени, словно японский бонсай.
Обрушенный ходовой восстающий.
Распределитель сжатого воздуха для отбойных молотков и пневмооборудования.
Хоть и доступен всего лишь один горизонт этой заброшенной шахты, тем не менее он представляет собой ценный исторический интерес.
Михаил, а как один и тот же мотовоз может перемещаться по узкой и широкой колее? У него двойной набор колесных пар?
нет, все стандартно с электровозом. тут понимается то, что есть узкая колея и есть «широкая» — не в плане что у нее расстояние между рельсами больше, а плане того что больше головка рельса (рельс шире в два раза)
поставил кавычки, чтобы не бросалось в глаза
А понял. У нас похожая ситуация сложилась в начале 20 века, когда в каменоломнях стали заменять эрзац рельсы (деревянные палки оббитые по верху железной полосой), на обычные рельсы. Чтобы вагонетки бегали по обоим типам рельс, стали использовать специальные колесные пары с не реально широкими колесами.
http://data7.gallery.ru/albums/gallery/115965-bb228-14107410-m750x740-u147a1.jpg
интересно! я вот только не помню какие колесные пары там были — стандартные или нестандартные (
Скажите а в современных шахтах как с сыростью борются? Вентиляцией и насосами?
в штреках делают специальные водоотливные канавки, по которым вода собирается в одно место, дальше в таких пониженных местах бурят скважины вниз и переспускают воду ниже. на одном из горизонтов оборудуют глубокую яму, туда сливается вся вода из скважин. ставят насосы и гонят ее по трубам вверх наружу. если глубина очень большая, то делают промежуточные насосные с водосборниками, процедура такая же, вода поступает в нишу, а оттуда другим насосом подается еще выше
вентиляция на уровень воды не влияет
смотрел, разинув рот
слушай, если будет вдруг 3я мировая война, я тебя спрошу, куда надо ехать чтобы спрятаться, договорились?))
ладно))
подкинул тебе за это френдов=)
спасибо )) мож кому интересно будет почитать
Куда ехать лучше знать ответ заранее. Можно в личку )))
На 4й фотографии, голубое это что?
в горы )
это натеки солей меди