Добыча гранита в окрестностях Екатеринбурга началась еще со времен основания города. Гранит широко использовался при строительстве дорог, плотины городского пруда, фундаментов зданий и прочих городских сооружений. Одной из крупных гранитных ломок Екатеринбурга была каменоломня на 5-й версте Московского тракта.
В своем отчете о посещении Екатеринбургского округа горный инженер С.О. Конткевич писал: «Около городского кладбища диорит сменяется гранитом, в котором заложены большие каменоломни на 4-й версте с северной стороны тракта и на 5-й версте — с южной.
Порода эта крупнозернистая, состоит из преобладающего белого полевого шпата, кварца и небольшого количества черной слюды, залегает в виде не очень правильных, почти горизонтальных слоев, и прорезана прожилками другого более бедного слюдою гранита».
Московское месторождение гранитов долгое время разрабатывалось в промышленных масштабах, после отработки карьер был затоплен грунтовыми водами и летом стал привлекать большое количество отдыхающих.
В начале 1980-х годов в непосредственной близости от карьера началось строительство нового зоопарка. Предполагалось, что это будет самый обширный и красивый зоопарк СССР. Но в 1990-х годах стройка была заморожена.
Позже на этой территории (ул. Репина-Зоологическая) началось строительство ТРЦ «Радуга-парк».
Старый гранитный карьер был облагорожен.
Появились скамейки, тропинки и даже искусственный водопад.
В центре карьера смонтирован фонтан.
На вершине горки расположено колесо обозрения.
Для Екатеринбурга карьер на Зоологической — это чуть ли единственный пример использования старой выработки в развлекательных и рекреационных целях.
В окрестностях расположено также много мелких каменоломен. Наиболее крупной из них является карьер в парке Академического микрорайона.
Использованная литература и источники:
http://www.1723.ru/forums/index.php?showtopic=6418
Государственная геологическая карта Российской Федерации масштаба 1:200000. Издание второе. Серия Среднеуральская. Лист О-41-XXV. 2017.
Конткевич С.О. Отчет о геологических исследованиях вдоль линии Уральской Горнозаводской железной дороги. // «Горный журнал». 1880, т. 2, №6.