Не все шахты имеют ходовое отделение, поэтому спуск в такие шахты особенно затруднителен. Как раз в шахту без ходового отделения нам предстояло спуститься.
Первые три пролета ходового оказались железными, а сам ствол был закреплен бетоном — результат перекрепления верхней части ствола. Последняя лестница в ходовом висела в воздухе, а дальше начиналась темная бездна, обрамленная массивными бревнами крепи.
Надежно закрепив веревку, мы начали поочередной спуск вниз. Свет налобного фонаря освещал ветхие бревна крепи, местами бревна выдавило и из-за них выглядывали огромные камни. Медленно свет фонаря удалялся все ниже и ниже, вскоре свет исчез из виду и по рации приходит сигнал «На горизонте, можно спускаться. Прием.». Таким образом мы оказались на глубине около 100 метров, на старинном горизонте. К великому удивлению, все ходовое лежало внизу и абсолютно завалило шахтный ствол.
Вся крепь на рудном дворе сгнила и упала.
Около ствола располагалась насосная камера.
Вентиляционная перемычка.
Слева проходит жила очень слабых «землистых» пород.
Деревянный настил говорит о том, что в шахте применялась ручная откатка в тачках.
Лестница ведет на другой небольшой горизонт, вскрывающий несколько кварцевых жил. И мы не отказались туда залезть.
Выпускные люки для выпуска отбитой породы.
Первая находка — огарок свечи и ржавое лезвие ножа.
И консервная банка. Возможно тут кто-то устраивал трапезы.
А вот и старинная деревянная тачка, используемая для откатки руды.
Такие же носилки.
Дальше штрек оказался полностью заваленным, поэтому пришлось поворачивать назад.
Еще одна уникальная находка — небольшая рудничная вагонетка.
В штреке.
Камера непонятного назначения.
Старый восстающий, ведущий на нижний горизонт.
Спуск в восстающий ствол.
Ствол оказался непроходимым.
Повсюду надписи, сделанные керосиновой лампой.
Еще одна тачка, покрытая «черными корнями».
Один из рудоспусков.
Номер выпускного люка.
«Закрещенная» выработка.
В ней находится большая выработанная камера.
Заваленный штрек.
Остатки бикфордова шнура.
Рассечки по жиле, сверху видна кварцевая жила.
Надпись, датированная 1951 годом.
Чьи-то инициалы.
Скважина с силовым кабелем.
Старая перемычка, отделяющие ране заброшенные работы.
Более современная перемычка.
Квершлаг.
Квершлаг имеет много ответвлений, часто разведочных и тупиковых. На рельсах стоит клеймо «ММК 1950 г 18кг», т.е. произведены на Магнитогорском Металлургическом Комбинате в 1950 году.
Мы проверили все горизонтальные выработки и повсюду встретили непроходимые обвалы.
Теперь нам предстоял только утомительный подъем по веревке наверх.
Первое слово не разобрать — «… под давлением»