Коркинское месторождение бурого угля было открыто весной 1931 года геологами во главе с С.В. Горюновым. Буровыми работами было обнаружено несколько пластов угля до 150 метров мощностью.
В июне 1932 года началось строительство угольного разреза №1 с годовой производительностью 800 тыс. тонн угля. Проектом от 1933 года предусматривалась отработка месторождением карьером на глубину 40 м. Разрез №1 был сдан в эксплуатацию в рекордно короткие сроки — 1 августа 1934 года. Именно эта дата считается днем рождения современного Коркинского разреза.
На южном борту разреза был построен канатный подъемник, по которому производился подъем вагонеток с углем или пустой породой. На поверхности их гужем отвозили на склад угля или в отвалы.
В последующем конная тяга была заменена на горизонтальных участках шахтными электровозами, но подъем по наклонному подъемнику осуществлялся с использованием бесконечного каната.
Для увеличения объемов добычи в 1936 году началось строительство второго разреза. Для ускорения ввода в эксплуатацию разреза 16 июня 1936 года с целью обнажения угольных пластов был произведен мощнейший «Коркинский взрыв» (Большой Коркинский взрыв). Для проведения этого мероприятия были эвакуированы все жители поселка Коркино. Их под звуки духового оркестра вывезли на безопасное расстояние 5 километров от эпицентра взрыва.
В тот день единовременно было взорвано 1808 тонн взрывчатых веществ, после чего образовалась траншея длиной 900 метров, шириной 85 метров и глубиной до 20 метров. При взрыве было выброшено 800 тыс. кубометров вскрышных пород.
В июне 1939 году разрез №2 был сдан в эксплуатацию с производительностью 1 млн. т угля. Новый разрез сразу получил партию паровых экскаваторов для нарезки уступов, транспортных берм и подготовки забоев.
Заросший участок вскрыши.
В 1938 году был построен первый конвейер для подъема угля из разреза на горизонт перегрузки +200 м. Эта система транспортировки угля просуществовала до 1945 года, когда произошел первый крупный оползень.
Оползень на северо-западном борту разреза.
Другой оползень в этом же борту.
Кроме открытых работ на Коркинском месторождении разворачивались и подземные работы. В конце 1939 года было принято решение о строительстве крупной шахты №29-«Капитальная», но на время войны строительство было заморожено. Лишь в 1947 году шахта была сдана в эксплуатацию.
К 1940 году Коркинские разрезы обеспечивали добычу более 2 млн. т угля.
Первоначальный проект 1933 года предусматривал производство открытых горных работ до глубины 40 м, что было достигнуто уже в 1942 году. В это же время создается новый проект с глубиной отработки 80 м.
В 1943 году южнее Разреза №2 был построен Разрез №2 «Южный», а в 1945 году южнее Разреза №1 — Разрез №1-бис с капитальными бункерами и сортировкой.
Наряду с увеличением глубины отработки возрастали и объемы вскрышных работ. Благодаря работе на вскрыше мощных электрических экскаваторов, ее объемы возросли до 9,6 млн. кубометров.
По проекту 1943 года в разрез были проложены две новые конвейерные линии с поверхности на горизонты +200 м и +155 м. Новый углеподъемник обеспечивал выдачу угля с глубины 80 м без промежуточной перегрузки на другой вид транспорта.
За военные годы было переоборудовано с парового привода на электрический 18 экскаваторов, обновлен и увеличен парк подвижного железнодорожного состава, усилена мощность тяги, осуществлен перевод более половины думпкаров с ручной на пневматическую разгрузку.
В 1944 году на отвалах карьера начали работать плуги с пневматическим управлением, увеличилось количество путепередвигателей.
Следующая редакция проекта вышла в 1945 году, определяющая глубину разреза равной 115 м.
Геологический разрез северного борта, видны непромышленные пласты угля.
К концу 1945 года на разрезах работало 79 электрических и 5 паровых экскаваторов, 8 буровых станков, 285 транспортеров, 101 паровоз, 360 думпкаров, 4 отвальных плуга, 8 путеподъемников.
В годы Великой Отечественной войны Коркинский разрез в Челябинском бассейне был одним из главных поставщиков угля. Добыча угля была доведена до 6 млн. тонн в год — более половины добычи всего Челябинского бассейна.
Выгрузка угля на перегрузочный пункт. Далее уголь экскаватором нагружается в бункер транспортера.
Прохождение транспортера под автомобильной дорогой.
Вскрышные работы разрезов №1 и №2 были объединены в одну административную единицу и выделены из угольных разрезов. В 1947 году работали четыре самостоятельных предприятия: вскрышной разрез и три угледобывающих предприятия: разрез №1, разрез №2 «Северный», разрез №2 «Южный». Горные работы всех административных единиц осуществлялись на одном карьерном поле с глубиной отработки 212 м.
В 1951 году был снова пересмотрен рабочий проект, глубина отработки увеличилась до 350 метров.
Старые разведочные шурфы в разрезе.
В августе 1957 года произошло объединение угольных разрезов №1 и №2 в единый угольный разрез №1—2. Вскрышные разрезы в 1960 году были также объединены в единый вскрышной разрез.
Окончательное объединение работ произошло в 1973 году, когда угольные и вскрышные разрезы были объединены и образован единый угольный разрез — «Коркинский».
Производственная мощность ежегодно возрастала и в 1960-е годы достигла максимума: по добыче — 6,5 млн т, по вскрыше — 29,5 млн кубометров. Добываемый уголь из разреза поступал по двум мощными конвейерами КРУ-900 на пневматическую обогатительную фабрику, построенную в 1963 году.
Ранее, в 1954 году была запущена одна из первых в стране гидромойка угля, предназначенная для извлечения угля из некондиционной (разубоженной) угольной массы с зольностью свыше 70%. За годы эксплуатации на гидромойке обработано около 15 млн. т товарного угля с зольностью 32-35% из высокозольной угольной массы, которая раньше уходила в отвалы.
Вид на обогатительную фабрику.
В разрезе работали высокопроизводительные экскаваторами ЭКГ-8И, ЭВГ-6, ЭКГ-4У, ЭКГ-5У с ковшами емкостью от 4 до 8 кубометров. На бурении были внедрены высокопроизводительные станки вращательного бурения СВБ-2М, 2СБ1Д3200, БТС-150.
Для транспортировки угля и вкрыши была построена целая сеть железнодорожных путей протяженностью более 100 км. Работали мощные 360-тонные тяговые агрегаты ПЭ-2М и 105-тонные думпкары.
Коркинский разрез стал своеобразным экспериментальным полигоном по внедрению новой техники и передовых технологий, настоящей кузницей первоклассных кадров горняков. В разрезе испытывались отечественные экскаваторы СЭ-3, ЭКГ-4, ЭКГ-5, ЭКГ-8И, буровые станки СВБ-2, 2СБШ-200, промышленные электровозы IV-КП, 13Е-1, 21Е-1, ЕЛ-1, ПЭ-2М и другие. На вскрытии угольных пластов и нарезке новых глубоких горизонтов впервые в отрасли были применены экскаваторы ЭКГ-4У, ЭКГ-5У и ЭВГ-6 с удлиненным рабочим оборудованием для погрузки в железнодорожные составы, находящиеся выше уровня экскаваторов на 11-17 м.
Брошенный шнековый бур.
В 1984 году угольный разрез «Коркинский» был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Начиная с 1990-х годов для разреза настали трудные времена. В период реструктуризации многие шахты и разрезы Челябинского бассейна были закрыты как убыточные. В 2002 году ОАО «Челябинская угольная компания» выкупило имущество ОАО «Челябинскуголь», в состав нового предприятия вошли: шахта «Центральная», шахта «Капитальная», шахта «Комсомольская», обогатительные фабрики «Копейская ЦОФ» и «Камышинская ГОФ», шахта «Коркинская», разрез «Коркинский», обогатительная фабрика и гидрообогатительная установка разреза в городе Коркино, Копейский РМЗ, Коркинский ЭВРЗ, Еманжелинское ЦЭММ, ПТУ, автобаза УПТС, проектно-конструкторское бюро (ПКБ), химлаборатория и др.
В результате реорганизации угольного предприятия была погашена задолженности по заработной плате и налогам, повысились объемы добычи угля.
В 2004 году была создана объединенная производственная структура — Коркинский разрез был объединен с шахтой «Коркинская». Такое решение предусматривало технологическое объединение этих предприятий по добыче, транспортировке, обогащению и сортировке угля. Уголь из шахты начали выдавать по главным конвейерным уклонам с горизонта 480 м шахты на горизонт 77 м разреза и далее ленточными конвейерами разреза уголь поступал на обогатительную фабрику разреза. Это позволило сократить затраты на раздельную добычу, транспортировку и обогащение угля из шахты и разреза.
Промплощадка шахты была сокращена путем ликвидации обогатительной фабрики шахты, погрузочного комплекса и других производственных единиц. Также пришлось отказаться от железнодорожных путей в разрезе на внешние отвалы, заменив их БелАЗами и внутренним отвалообразованием.
Ликвидированная площадка шахты «Коркинская».
Разобранные железнодорожные пути.
Ежегодный объем перекладки путей составлял более 100 километров. Некоторые участки путей были повреждены регулярными оползнями.
Работа железнодорожного транспорта в разрезе. Фото с сайта www.korkino74.ru
Оставшиеся промышленные запасы угля на 1 января 2005 года до глубины 630 м составляли 33 млн. т, что обеспечивало работу разреза еще на 23 года. При это необходимо вывезти в отвалы 197 млн. кубометров вскрышных пород.
Увеличение глубины отработки требовало значительного увеличения разноса бортов разреза, что повлекло бы за собой переселение нескольких районов города, перенос промплощадки разреза и экскаваторно-вагоноремонтного завода.
Остатки железнодорожных путей на станцию Роза.
Ситуацию усугубило обострившееся сдвижение бортов разреза. Стволы шахты Коркинская начали трескаться и были признаны аварийными, а здания и дома в поселке Роза начали попросту разрушаться.
Целые кварталы поселка Роза пошли под снос.
4 февраля 2012 года аварийный поселок посетил президент РФ, давший старт началу переселения жителей. Было принято решение о постепенном закрытии разреза.
Смотровая площадка для визита президента РФ.
Сейчас в разрезе наряду с небольшими добычными работами ведутся работы по постепенной рекультивации — укрепляются ослабленные борта, производится засыпка разреза внутренними отвалами.
Немаловажным фактором является постоянно горящий уголь в разрезе, продукты его горения не только сильно загрязняют атмосферу в городе, но и способствуют образованию выгоревших пустот.
Дальнейшая рекультивация предусматривает укрепление и выполаживание бортов, частичную засыпку разреза отвалами либо отходами производства и последующее затопление до отметки 350 м от поверхности. Такие мероприятия требуют значительных денежных средств — более 10 млрд. рублей и последующие затраты на поддержание уровня грунтовых вод.
В течение всего срока эксплуатации месторождения было реализовано 7 проектов отработки до различных глубин: 40 м (1933), 80 м (1942), 115 м (1945), 212 м, 350 м (1951), 475 м (1965), 570 м (1982) и 630 м (1992). В настоящее время разрез работает по проекту, выполненному в 2003 году институтом «Уралгипрошахт».
Заброшенный технологический домик в разрезе, возможно даже сейсмостанция для наблюдения за бортами.
За все время работы разреза было добыто 258,5 млн. тонн угля, вывезено в отвалы 1,2 млрд. кубометров вскрышных пород. При этом объем выработанного пространства составил более 1,5 млрд. кубометров при размерах разреза более 3 км в диаметре и глубине более 500 метров.
Непромышленный пласт угля. Очень походит на лигнит.
В угле, если поискать, то можно найти окаменевшие деревья.
Диаметр бывших стволов достигает нескольких десятков сантиметров.
Отвалы вскрышных пород занимают огромную территорию и протянулись на несколько километров.
Разрез Коркинский является самым глубоким в Евразии угольным разрезом и ведущим угледобывающим предприятием Челябинской области.
Коркинский угольный разрез на карте:
[codepeople-post-map]
Первоначальный проект 1993 года предусматривал…
Опечатка в годе.
Немаловажным фактором является постоянно горящий уголь в разрезе, продукты его горения не только сильно загрязняют атмосферу в городе, но способствуют образованию выгоревших пустот.
Известно ли, от чего он загорелся?
спс, исправил. 1933 год
эти угли склонны к самовозгоранию
очень интерсно!
Помнь был однажды на Розе. Остановились на одной из улиц, перешли ж/д и перед глазами предстало эпическое зрелище. Там действительно от домов до карьера метров 100 максимум было
щас эти дома снесли
Какой огромный!
колоссальный)
Оч интересно
Разведанных запасов хватит еще лет на 15, насколько я понял: «постепенно закрыть» — это в течении этих 15 лет или гораздо быстрее?
быстрее, в прессе пишут о 2006-2007 годах
хорошая статья