Крестовское месторождение никелевых руд было открыто в 1926 году при поисках никелевых руд для по заданию Главцветмета ВСНХ. Спустя год, в 1927 году, недалеко от Крестовского месторождения было открыто Тюленевское месторождение никелевых руд, названное в честь горного инженера А.А. Тюленева.
Крестовское, Тюленевское и Черемшанское месторождения являлись основной рудной базой для строящегося в то время Уфалейского никелевого комбината. Именно на основе запасов этих месторождений и проектировался первый в СССР никелевый комбинат.
В 1930 году начались вскрышные работы на Тюленевском и Черемшанском рудниках. Одновременно производилась и попутная добыча руды для опытного завода в г. Полевском. Поскольку руды на этих месторождениях залегали на глубине от 1 до 10 метров под небольшой толщей растительного слоя и наносов, то разработка производилась открытым способом вручную с конной откаткой в вагонетках.
В зимнее время работы велись с помощью взрывных работ, а благодаря трехсменной непрерывной работе забои не успевали промерзать.
В 1932 году был организован государственный никелевый трест «Союзникель» и начата подготовка к разработке Тюленевского и Крестовского месторождений, как самых ближайших к будущему комбинату. Вскоре на Тюленевском руднике на смену конной откатке появились узкоколейные железнодорожные пути (750 мм), паровозы и опрокидывающиеся вагоны.
Прокладка разрезной траншеи на Тюленевском руднике.
2 августа 1933 года состоялся пуск первого в СССР никелевого комбината с проектной мощностью 3000 тонн никеля в год. Одновременно был получен в промышленных масштабах первый советский металлический никель из руд Тюленевского рудника (плавка 600 кг с содержанием никеля 90,2%).
Таким образом Уфалейский комбинат освоил первую в СССР технологию получения никеля, кобальта, сульфата никеля и стал развивать свое производство.
Одновременно Уфалейская геологоразведочная партия проводила разведку новых никелевых месторождений в Уфалейском районе. В 1937 году была выявлена новая площадью оруденения, примыкающей к северному борту Тюленевского рудника, поэтому Крестовское и Тюленевское месторождения были объединены в одни Тюленевско-Крестовский участок.
Постепенно ручной труд на рудниках заменялся машинным, что позволяло увеличивать добычу руды. На карьерах появились паровые экскаваторы немецких фирм «Orenstein & Koppel» и «Wesserhutte», затем электрические отечественные экскаваторы: «Кунгурец», «Костромич» и другие.
Тем не менее, на добыче руды, особенно из «богатых» забоев, примерно до конца 1940-х годов преобладал ручной труд. В годы Великой Отечественной войны, даже была организована ручная добыча богатых руд (5-10% никеля) из закарстованных мраморов.
Первый паровой экскаватор «Orenstein & Koppel» на Тюленевском руднике.
Вскрытие месторождения с применением железнодорожных въездов с колеей 750 мм было выполнено первоначально на двух обособленных участках — западном и восточном. Выемка четырехметровых уступов производилась тупиковыми забоями с применением ручной погрузки.
Транспортирование в карьерах осуществлялось мотовозами в вагонетках емкостью 1 м3. Подача же руды на завод производилась паровозом (колея 750 мм) в вагонетках емкостью до 2,5 м3.
Один из первых мотовозов в карьере Тюленевского рудника.
Горная масса, погруженная в вагонетки емкостью 10 м3 с помощью наклонного подъемника (угол наклона составлял 18 градусов) выдавалась на эстакаду, по ней откатывалась до разгрузочных люков, где руда перегружалась в вагоны емкостью 5 м3 и транспортировалась на завод. Вскрышные породы грузились в вагоны емкостью 2,5 м3 и транспортировались во внешний отвал.
Отношение руды к пустой породе для обоих месторождений составляло примерно 1:3, т.е. чтобы добыть тонну руды необходимо было вынуть три тонны пустой породы.
На Крестовско-Тюленевском месторождении преобладали руды дезинтегрированных серпентинитов и карстовых алевритов. Наиболее распространенными и главными рудами никеля являлись карстовые алевриты, к которым относилось подавляющее большинство богатых и очень богатых руд. Содержание кобальта выражалось сотыми долями процента и нередко превышало 0,1%.
Крестовское месторождение эксплуатировалось с 1933 по 1960 год открытым способом.
За весь период отработки Крестовско-Тюленевского месторождения было добыто 3258499 тонн руды и 39931 тонн никеля. Содержание никеля в сухой руде составляло 1,37%.
Руины промышленного здания на одном из бортов Крестовского карьера.
За период Великой Отечественной войны доступные добыче богатые участки в карьерах были отработаны. На верхних уступах скопилось большое количество вскрыши и в этот период начинают поступать экскаваторы Демаг, Шкода, а также по лендлизу американские Байсиги, Бюсайрус, Морион, автосамосвалы Студебеккер и Маги.
В связи с возрастающей мощностью завода встал вопрос о строительстве Черемшанского рудника, запасы которого по результатам геологоразведочных работ достигали 23 млн. тонн.
В послевоенное время действовали Черемшанский рудник, в состав которого входили карьеры Ново-Черемшанский, Северо-Кротовский, Кротовский, Старо-Черемшанский, Тюленевский, Ново-Крестовский и открытый Шелеинский рудник.
На Тюленевском руднике была создана эффективная система водоотлива с подземными выработками, поверхностными насосными станциями и водопонизительными скважинами. Вертикальный ствол шахты был пройден по сланцам юго-западного борта карьера до гор. 310 м. Кроме того были пройдены: насосная камера, водосборник и квершлаг к северу от ствола. Из квершлага пробурены дренажные скважины до мраморов, подстилающих рудные тела. Наряду с подземными выработками широко использовались водопонизительные скважины большого диаметра, оборудованные насосами АТН-14. Неглубокие скважины (от 19 до 42 м) последовательно проходились по мере углубления карьера.
Работающие рудники оснащались новым оборудованием, мощными экскаваторами ЭКГ-3, буровыми станками и самосвалами.
В начале 1950-х годов запасы Тюленевского месторождения были отработаны и в 1951 году карьер был погашен. Впоследствии на южном борту карьера были пробурены скважины глубиной 200 м, которые до настоящего времени являются источником водоснабжения жилого поселка Никель.
Использованная литература и источники: