Продолжая нашу увлекательную прогулку по подземным просторам, я расскажу о старом горизонте, отрабатывавшимся примерно 1960-е годы. Протяженность его выработок составляет несколько километров.
Когда-то давно тут гудели трансформаторы центральной подземной подстанции, снабжавшей электричеством перфораторы, насосы и шахтное освещение.
Ствол страха выглядит пугающе.
Рудный двор ствола, на переднем плане красуются остатки крохотного аккумуляторного электровоза типа АРП2Т.
С рудного двора штреки идут в двух направлениях — прямо через большие ворота и направо к огромным выработкам.
По принципу часовой стрелки пройдемся прямо.
Здесь применяется интересное крепление кровли — с помощью полукруглых скоб для бревен.
Уровень воды находится примерно в районе колена.
Первое сопряжение выработок в штреке.
Направо находится обрушенный штрек с небольшой погрузочно-доставочной машиной ППН-1.
Слева так же небольшой обрушенный штрек протяженностью около 30 метров.
Тем временем в основном штреке появляется неполный оклад и даже выпускные лючки.
Один из обрушенных восстающих.
Уровень воды постепенно повышается.
Слева находится штрек, в который мы вернемся чуть попозже. Идем прямо до следующего сопряжения.
Левый штрек так же обвален. Под водой очень много утонувших вагонеток.
Прямо я прошел еще около 20 метров, пока грязная вода не стала затекать мне в штанину.
Уровень воды доходит уже до пояса.
Штатив фотоаппарата почти полностью уходит под воду, снимать приходится практически на поверхности воды.
Поскольку я уже сильно промочил ноги, то пришлось возвращаться в тот левый штрек, о котором я говорил ранее.
Воды тут поменьше, но зато очень много грязи.
Разноцветные натеки солей меди украшают невзрачные стенки выработки.
Аккуратно проходим по скользкой кромке восстающего с нижнего горизонта.
Снизу этот восстающий сплошь покрыт зеленым налетом (в народе носит название «малахитовая лестница»).
Продвигаемся дальше и обнаруживаем остатки бикфордова шнура.
Очередной откаточный штрек.
Интересное наслоение грязи — я назвал его «грязник».
Штрек наполовину завален пустой породой.
За этой перемычкой он оказывается полностью обваленным.
Возвращаемся обратно к стволу и идем в правый штрек.
По низу идут трубы для подачи гидрозакладки.
Тут опять сопряжение — налево к электродепо, прямо в большую камеру, а направо к большому участку гидрозакладки.
В штреке на электродепо так же имеются два выпускных лючка.
Штрек продолжался дальше в виде кольцевой выработки, но во времена электровозного депо, его заложили шлакоблоками.
В депо ремонтировались те самые маленькие аккумуляторные электровозы.
В заложенном штреке так и остался один из сломанных электровозов.
Дальше идем в штрек, ведущий к выработанной полости.
Одна из тупиковых выработок.
Вскоре попадаем в огромную выработанную полость.
Массивный целик, поддерживающий многотонную кровлю выработки.
Этот штрек заиловали полностью.
Но труба гидрозакладки идет дальше, пока не оказывается под завалом.
Остается двигаться в сторону направления самого большого участка гидрозакладки.
Многочисленные выпускные люки.
И их ходовые отделения, сильно напоминающие главный ствол
Сходим налево, посмотрим на провал.
Под рельсом находится глубочайший рудоспуск.
А вот и сам провал, в нем много тумана из-за высокой влажности. Штрек продолжался и дальше, но после взрыва от него осталась лишь кромка. Это говорит, что работы производились в разные времена и разными системами разработки.
Остатки рудоспуска.
К этому провалу можно подойти еще с двух сторон.
Первый раз мне казалось, что это ловушка — породы схлопнутся как только мимо кто-нибудь пройдет.
Эта старая тачка осталась тут еще с давних времен, когда породу отвозили вручную. Музейный экспонат, между прочим.
Дальше находится огромная полость, частично заиленная, а чуть подальше — тот самый провал, к которому мы еще подойдем с третьей стороны.
Направо находится закрещенная выработка — наверное самая впечатляющая на этом горизонте.
Небольшая комнатка проходчиков.
Ближе к рудному телу породы резко меняются.
А вот еще одна тачка.
И бутылочка жидкости, чтобы пребывать в тонусе.
С этой стороны провал совсем невидно, но грохот камней дает впечатление о его размерах.
Ну а теперь поспешим в закрещенную выработку, ведь там самое интересное.
В темноте появляются очертания огромного колодца костровой крепи.
Эта крепь уходит на много метров вверх и держит огромную толщу пород от сильнейшего горного давления.
Жилу полезного ископаемого выработали огромной узкой «щелью», имеющей высоту около 60 метров и длину около 200 метров. Сфотографировать ее полностью так и не удалось, поскольку она полностью не входит в объектив и еще изгибается под углом.
Продолжение этой истории:
Эпизод III
Эпизод III: Восточные жилы
Эпизод III: Южные жилы
Эпизод VI
Очень впечатляет!
Человек на 1 фото с тачкой сразу почему-то напомнил клип Rammstein «Sonne» про шахтеров :)
мне тогда можно в клипах сниматься)))
вот это развал!
Потрясающая экскурсия, спасибо!
Классный отчет
заиливание приходит прямо с поверхности земли?
да, трубы идут со наземной фабрики
Так это целенаправленный процес, для предотвращения дальнейших просадок?
ага. выработанные полости положено либо заиливать, либо взрывать. иначе они могут внезапно обрушиться сами. во втором случае образуются огромные воронки на поверхности
Супер. Наверно, один из самых лучших отчетов в этом журнале. Спасибо.
рад, что понравилось )
Масштабы ололо
это еще мелкие выработки, дальше будут больше
Очень впечатляет! Как всегда — и фото, и место.
А в провал спуститься нереально? Как вообще такая полость образовалась в некарстующихся породах?
Сначала пробивается несколько штреков, на разных уровнях. Затем в них бурятся скважины под ВВ. А потом «бада бум», и вывоз породы с нижних штреков, и спуск по рудосбросам.
туда нет смысла спускаться, тем более по отвесным стенкам. породы повреждены взрывом, поэтому там все в трещинах
такие полости образуются после врзывов
Поняла, спасибо!
Классный отчёт! Почти ничего лишнего.
Наслоения грязи надо было сфотографировать поближе. Надеюсь их не растоптали ))))
вроде нет, я рядом по доскам прошел
как так?
>Тут опять сопряжение — налево к электродепо, прямо в большую камеру, а налево к большому участку гидрозакладки.
Re: как так?
если проще говоря — перекресток на 4 направления
Re: как так?
и все — налево?
Re: как так?
нет, налево только штрек с электродепо. штрек прямо и направо ведут в другие места. хотя если пройти прямо, то можно по кольцевой выработке попасть обратно в электродепо
Re: как так?
а в тексте у тебя оба поворота — налево. что я и процитировал.
Re: как так?
спс. увидел
Одна из самых годных шахт, где я бывал
Провал абсолютно адовый, конешно.
меня больше щель впечатлила. в реальности раза в два больше чем на фото
Дальше будет круче.
ололо ололо всюду желтое гавно
а ваще канешн ахуенно
http://img-fotki.yandex.ru/get/9315/102782017.d/0_9d8c5_e089161d_orig.jpg а тут штаны от химзы, сначала спросони не раздуплился что это не человек стоит
похоже, кстати )))
провал конечно шикарен
Сурово. круто там
Медная зелень очень красивая) Размеры выработок впечатляют.
Крутой репортаж! Хорошее дело делаете!Спасибо! :)
… в тегах нет намека-чё там добывалось?
Специально не указывал полезное ископаемое )
ясно!)
самый охуительный диггобъект всётаки
Охрененно, конечно! А что за «полезное ископаемое» известно? И если да, в чем смысл скрывать? ;)