Этот старинный деревянный ствол за свою более полувековую историю повидал многое — тонны богатой руды, военнопленных и заключенных, толпы современной молодежи и конечно же майские события 2010 года.
Помимо этого, вода, воздух и перепады температур сильно разрушают старый ствол. Если в 2009-2010 годах ствол был в таком ужасном состоянии, что вселял страх и ужас, то сейчас при одном виде на его ходовое отделение возможны самопроизвольные дефекации. Гнилое, рассыпающееся в труху дерево, отсутствующие ступеньки и лестницы это пустяки, по сравнению с висящими в воздухе полками или вообще отсутствующими пролетами по 7-10 метров.
Не вдаваясь в подробности спуска по такому стволу, скажу лишь одно, что карабкаться вверх по скользкому гнилому дереву бок о бок с черной пропастью довольно экстремальное занятие.
Переходя к истории шахты, могу сказать, что в 1940 году шахта вступила в эксплуатацию и горняки приступили к добыче драгоценной руды. Годы в те времена были военные, поэтому внизу можно окунуться в атмосферу тех нелегких времен.
Первый горизонт находится на глубине порядка 70 метров, он и был тем самым первым горизонтом, пройденным в 1940-х годах. Шахтный ствол до этого горизонта в свое время перекреплялся, старую подвесную крепь демонтировали, а пространство между новой крепью и горной породой залили бетоном.
Массивные бревна старой крепи
Продолжаем спуск ниже, на следующий горизонт.
У ствола находится небольшая комнатка — это бывшая насосная камера. Несмотря на крепкие породы кровли, дополнительно была возведена деревянная крепь. Камни — это вывалившаяся пустая порода из закрепного пространства. Кстати, под всем этим гнилым деревом скрывается довольно глубокий водосборник.
Выход в ствол через маленькую железную дверцу
Бывшая дверь в выработки.
Ходок в насосную из штрека. Выглядит пугающе, но пролезть можно.
Штрек делает небольшой зигзаг и уходит к добычному участку. Под ногами еще девственно прозрачная желтая вода
Несколько старинных, покрытых плесенью рудоспусков
Небольшой выпускной лючок одного из рудоспусков. Размеры его говорят о небольших объемах руда на этом участке, а удаленность от середины штрека — о том, что руда нагружалась вручную в тачки.
Ходовое отделение для обслуживания рудоспуска
Дальше находится собственно небольшое выработанное пространство
Возле стенки аккуратно сложена пустая порода для закладки закрепного пространства, но так и не использованная
Выход из камеры в штрек
Возвращаемся в основной штрек
Небольшой водосборник, соединяющийся с тем водосборником у ствола
Остатки индивидуальных самоспасателей
По середине выработки проложена водоотливная канавка для сбора воды в водосборник
Штрек к другому добычному участку. Тут уже использовались электровозы.
Дальше выработка обвалена и затоплена
Квершлаг
Еще один водосборник
Вентиляционная перемычка. В углу стоит ящик с песком на случай пожара
Первое сопряжение выработок в этой части шахтного крыла
Для начала прогуляемся прямо, там еще одно обрушенное сопряжение. На породе лежит двуручная пила, которой пилили лес на крепь
Слева в штреке находится несколько рудоспусков, один из которых пройден по типу ломаного для одновременного дробления руды при переспуске.
Прямо — несколько десятков метров штрека и обвал
Рудоспуск из которого произошел вывал породы
Остался правый штрек на первом сопряжении, он наиболее протяженный и интересный. В этой части дерево практически превратилось в труху, но дальше оно вполне сносном состоянии.
Местами штрек настолько узкий, вероятно что тут вагонетки катали вручную. Кстати, особо внимательные наверное заметили, что одна доска крепь взята из туалета.
Вентиляционная перемычка, отделяющая рудоспуски от общей системы
Многотонная глыба раскрошила массивную крепь
Небольшой участок с деревянными лагами. Скорее всего по ним двигали бревна или что-то передвигали
Далее снова проложены металлические рельсы. Обращает внимание так же расположение рудоспусков — выпускной лючок находится вдали от рельс, т.е. прямая загрузка в вагонетки не применялась.
Рудоспуски расположены через 5-7 метров друг от друга
Обрушенный рудоспуск. На крепь шло даже дерево после сбора смолы
Все повороты выполнены простым стыкованием рельс
Первые надписи на стенах, сделанные керосиновой лампой
Обрушенный восстающий №3
Надпись «1955», так же встречалась надпись «ФАЯ». Видимо на откатке руды трудились женщины, возможно даже пленные.
Вскоре породы сменяются на более слабые, перекрывающие обвалом штрек полностью
Небольшая камера, возможно даже рудный двор какого-то старинного ствола. Видно, что проем под дверь сложен пустой породой
Тут же сохранилась старинная надпись «МОСКВА»
Похоже, что на этом все выработки осмотрены — дальше штрек заложен пустой породой с цементом
Продолжение этой истории:
Эпизод II
Эпизод III
Эпизод III: Восточные жилы
Эпизод III: Южные жилы
Эпизод VI
У меня два вопроса.
1)Что было в мае 2010?
2)Сильно фонит?
1) спасение связки рюкзаков
2) там не должно фонить выше нормы
Вот черт. Я кажется все понял. Сам же там был :)
Только не на этом горизонте.
следующие — в следующих эпизодах))
Ждем с нетерпением :)
П.С. Блин, я совсем идиот. На этом тоже был, правда совсем недалеко. Покопался в старых фотках, нашел несколько мест с твоих фото. И ведь не первый раз такая фигня происходит…
А почему там должно фонить то?
потому что породы похожи на те, что в урановых рудниках
так же встречалась надпись «ФАЯ, нет вайфая». :))))
сурово так-то :)
Жуть…
Сероводород же, нет?
не, пахло лишь гнилью в том месте, что на заглавной фото
Любопытно, самоспасатели берете на такие экскурсии?
в такие выработки нет. да и тяжелые эти банки
впечатлило
Если шахта рудная, то добывали руду. Но почему желтый цвет??
потому что «Ствол страха»!
и это тоже)))
сильно. и снято хорошо.
рад, что понравилось)
Знакомые места :)
У заключенных мужчин довольно часто встречались клички женского рода.
Либо это ваша Фая автограф оставила ;)
Не помню кто, рассказывал, что находил деревянные рельсы.
с заключенными согласен, но в военные годы все мужчины были на фронте, поэтому на шахтах работали женщины и дети.
надпись сделана керосинкой, врядли она с собой таскала керосинку )
это деревяннае «рельсы» есть на фото в посте, только это не рельсы, а полозья длинной около 3-х метров. до и после них идут железные рельсы
не логично выходит — сыпать руду на пол, что бы потом вручную перекидывать в вагонетки.
по идее да, но по факту выпускной лючок находится в двух метрах от штрека в углублении. да и как по-другому убирать породу без рельсовой откатки?
А что если руда разделялась на месте. Содержащая необходимую руду в одну вагонетку, иное в другую. Борьба с разубоживанием типо
Печальное там состояние стволика. Вот рабочий вариант — провесить верьё на всю нужную глубину. Чуть более 300м до любимого всем горизонта. Провесить через людские ходки. Цепляясь через 100м к стальному тросу что идёт вдоль стены. Тогда спускаться можно быстрее и подниматься в жопных местах толкая над собой жумар.
вполне может быть, только скорее всего вагонеток там не было.
про веревку идея не совсем осуществимая, по длине, да и ходки там с разных сторон, особенно где перекрепляли ствол, поэтому веревка будет соприкасаться с площадками и лестницами, которые итак еле держатся
Самые лучшие фотографии ЖЖ за день! 60 выпуск (33 фото)
Пользователь сослался на вашу запись в записи «Самые лучшие фотографии ЖЖ за день! 60 выпуск (33 фото)» в контексте: […] 26. 27. (c) в Ствол страха: Эпизод I (+40 фото) […]
Любимые горизонты и не менее любимый ствол, в котором произошло множество событий. Надо будет проверить восстающий №3, если там совсем не по трешу
он завален напрочь песком — скорее всего отходами обогащения
Первая мысль (при упоминании 2010 года и «фона» уже в комментах) была, что это Майлуу-Суу в Киргизии :)
не, это на Урале
Путешественники ЖЖ
Пользователь сослался на вашу запись в записи «Путешественники ЖЖ» в контексте: […] военнопленных и заключенных, толпы современной молодежи и конечно же майские события 2010 года. […]
офигеть как круто! а желтое это сера?
в том числе. это продукты окисления пирита