Впервые оценка дунита как огнеупорного материала была дана в 1935-1938 годах, когда из Соловьевогорского дунитового массива была отобрана проба весом 600 тонн, из которой изготовлена и испытана на Часов-Ярском заводе опытная партия форстеритового кирпича. Испытания проведены Украинским институтом огнеупоров и дали положительные результаты.
Разведки на дунит производились в разное время — Нижне-Тагильской ГРП до 1940-х годов в связи с поиском коренной платины. Позже, в 1955-1956 годах разведка Соловьевогорского месторождения была продолжена Высокогорской ГРП на участках «Высота-455» и Александровский лог.
Эксплуатация же дунита началась в 1957 году, когда начал работать Соловьевогорский дунитовый карьер.
Карьер имеет большой резерв мощности, но объемы производства регулируются потребительским спросом.
В настоящее время он имеет длину в меридиональном направлении 380 м при ширине 280 м и глубине белее 50 м.
Пустая порода вывозится в отвалы, расположенные рядом со старым карьером.
Старый затопленный карьер, им разрабатывали скопление платиноносных рудных тел среди дунитов.
По словам местных жителей, со дна карьера в начале Отечественной войны была пройдена шахта для добычи коренной платины.
Высота уступов достигает 30 метров.
Погуляв по окрестностям, я обнаружил в лесу старинной надшахтное здание.
Внутри все заросло молодым лесом.
В одном из углов располагалась бурозаправочная мастерская. Тут затачивали буры для перфораторов.
Труба для подачи сжатого воздуха к перфораторам.
В середине здания была пройдена шахта «Александровская», которая сейчас завалена мусором.
Спустившись вниз, я уперся в заваленный штрек.
Крепь разрушена, а штрек завален пустой породой и мусором. Единственное что меня удивило, так это массивная железная дверь, которая, очевидно, раньше тут стояла.
Поблизости на поверхности можно обнаружить еще много заваленных шурфов и скважин.
Основной объем дунита поставляется на огнеупорное производство НТМК. Сейчас совместно с научными институтами ведутся поиски новых направлений применения дунита и рынков сбыта.
Перевозка дунита с рудника до завода производилась по Висимо-Уткинской узкоколейной дороге, которая позже была разобрана. Сейчас дунит не добывается в связи с отсутствием спроса. Лишь местные жители выкладывают им печи в банях.
Использованная литература и источники:
Иванов О.К. Нижне-Тагильский пироксенит-дунитовый массив. Экскурсионный маршрут. // «Известия высших учебных заведений. Горный Журнал». 1993, №3.
Соловьевогорский дунитовый карьер на карте: