Соколовско-Колчеданское (Колчедано-Соколовское) месторождение расположено в Каменском районе по обоим берегам реки Исеть. Река разделяет месторождение на два отдельных участка — Соколовский (южный) и Колчеданский (северный).
Впервые мезозойские бокситы на восточном склоне Урала были открыты геологом Н.И. Архангельским в 1930 году на речке Вогулке близ г. Алапаевска. Это побудило геологов произвести разведки в аналогичных по строению районах. Так, в 1931 году было открыто геологом А.С. Корнежевской Соколовское месторождение мезозойских бокситов в Каменском районе.
В 1932-1933 годах на Соколовском месторождении производились геолого-разведочные работы Уральским геолого-разведочным трестом (УГРТ), которые полностью оконтурили и осветили детальной разведкой месторождение.
Летом 1933 года Бокситовое рудоуправление Алюминиевого комбината производило промышленную разведку.
На основе запасов Алапаевской, Режевской и Надеждинской групп месторождений в этом же году началось строительство Уральского алюминиевого завода (УАЗ).
5 сентября 1939 года на Уральском алюминиевом заводе был получен первый уральский алюминий.
В годы Великой Отечественной Войны Соколовское месторождение обеспечивало производство алюминия по Союзу на 50-70%.
По форме бокситовое тело представляло пластообразную залежь, вытянутую в широтном направлении. Мощность залежи изменялась от 0,43 до 23 м.
Бокситовая толща главным образом состоит из каменистого пизолитового боксита и по качеству была выше, чем бокситы Алапаевских и Режевских месторождений.
Незначительная мощность вскрышных пород позволила производить отработку месторождения открытыми работами.
Южную часть Соколовского месторождения в силу большой мощности вскрышных пород (20-22 м) предполагалось отрабатывалась подземными работами. Мощность бокситовой залежи на южном участке составляла 5-6 м.
10 мая 1944 года началась проходка ствола шахты №1 сечением 3,8х2,8 м. Проходка шахты №1 осложнялась сложными гидрогеологическими условиями. На глубине 11 м были встречены сильно обводенные плывунные пески, поэтому дальнейшая проходка шахты выполнялась с помощью забивной крепи.
Все попытки затомпонировать глиной закрепное пространство и тем самым закрыть доступ воде за крепью успехом не увенчались. Дальнейшая проходка шахты была приостановлена из-за невозможности осушать вскрытые шахтой пески при наличии непрерывного притока воды в забой из вышележащих песчаников.
В связи с этим было принято решени о дренаже водоносных песчаников специальной вырбаоткой, заложенной за пределами ствола шахты. На расстоянии 18 м от ствола шахты №1 был пройден дренажный шурф глубиной 14,35 м с двумя рассечками. После этих мероприятий водоприток в шахту №1 резко сократился.
Дальнейшая проходка шахты №1 производилась путем забивания железобетонных колец диаметром 1,2 м и высотой 1 м. Забивка колец производилась ударной бабой весом 50 кг.
Колчеданское месторождение разведывалось также в 1932-1933 годах Уральским геолого-разведочным трестом (УГРТ). На Колчеданском месторождении мощность покровных пород значительно больше и качество боксита ниже, поэтому оно не отрабатывалось.
Сейчас Соколовский карьер затоплен грунтовыми водами и пользуется популярностью среди отдыхающих.
На современных картах карьер обозначен как озеро Хасан.
На озере есть несколько живописных островов.
Использованная литература и источники:
Кротов Б.П., Столярова Т.И. Соколовское месторождение бобовых железистых бокситов в Каменском районе Челябинской области и его генезис. // Известия Академии Наук СССР. Серия геологическая. 1942, №4.
Саар А.А. Итоги проходки шахты №1 на Соколовском бокситовом руднике по состоянию на 12 января 1945 года и мероприятия по обеспечению дальнейшего развития подземных работ. 1945.
Соколовский бокситовый рудник на карте:
[codepeople-post-map]