Шелеинское месторождение никелевых руд было известно еще с 1931 года и с этого времени разрабатывалось в небольших объемах. Горные работы велись вручную с откаткой конной тягой в вагонетках.
В 1936 году при поисках никелевых руд открыты остальные залежи Шелеинского месторождения.
В августе 1941 года на Уфалейском заводе было создано шахтоуправление по строительству подземного Шелеинского рудника. Подземные работы велись в сложных геологических условиях — неустойчивых закарстованных и сильно обводненных породах. И уже в 1942 году был сдан в эксплуатацию подземный рудник, с вводом которого горняки выполняли план по никелю, добывая в шахтах богатые никелевые руды.
Для добычи рудных тел применялась система слоевого обрушения, позволявшая в условиях военного времени обеспечить безопасность и высокую производительность труда.
8 октября 1943 года из дренажного восстающего №2 прорвался поток воды, создав угрозу полного затопления рудника. Благодаря наличию в квершлаге водонепроницаемой перемычки, осуществленной по проекту института «Гипромедьруда» (с 1947 года институт «Унипромедь»), авария была предотвращена.
Добываемые окисленные руды были с повышенной магнезиальностью и кобальтоносностью. Содержание никеля в сухой руде составляло 1,30%.
В 1945 году открытый Шелеинский рудник, организуемый на базе Северо-Восточных рудных тел (участок №2) был переименован в Ново-Шелеинский рудник и с 1 апреля 1945 года стал вновь действующим рудником.
В последующие годы, после закрытия шахт началось интенсивное развитие открытых горных работ. В карьере осваивались отечественные карьерные экскаваторы СЭ-3 и другая техника. Рудник был одним из первых горных предприятий в стране, где в карьере использовался только автотранспорт.
При карьере был свой автомобильный гараж рудника, который потом выделился в отдельных цех внутрикарьерного транспорта Шелеинского рудника. А с 1968 года он стал цехом внутрикарьерного транспорта Уфалейского комбината. Вскоре после этого цех был переведен на промплощадку Черемшанского карьера с современной ремонтной базой. Здесь последовательно осваивались автосамосвалы КраЗ-256, МАЗ-525, БелАЗ-540, БелАЗ-548, мощные бульдозеры Т-130, Т-180, ДЭТ-250, Т-330.
В 1964 году году вследствие отработки всех числящихся на балансе промышленных запасов месторождения Шелеинский рудник прекратил свое существование.
За весь период отработки было добыто 4,456 млн тонн руды и 46428 тонн никеля.
Северная часть карьера, засыпанная шлаком Уфалейского никелевого комбината. Видимо так планировалось складировать отходы производства и одновременно произвести рекультивацию карьера.
Ваша осведомленность заслуживает уважения! Имеете доступ к архивам или профессия близка к профилю темы?:-) … жалко подземки не осталось! … рекультивация, конечно, оставляет желать лучшего…., а лучше бы и не делали, историю горного дела «хоронят»! Хороший пост!!!
С уважением, Alex.
читаю книжки периодически)
шахты есть, но я их еще не обследовал. хотя уровень воды в карьере говорит, что они затоплены
А что станет с этим шлаком на отвале по прошествии многих лет? Он просто смешается с землёй и там вырастет лес? В этом и заключается суть рекультивации отработанного участка карьера? По виду там многометровая толща.
Спасибо за ответ! Отличный псто :)