Широко известный тальковый карьер «Старая линза» привлекает множество туристов в любое время года, но мало кто знает историю данного карьера. В этом посте я предлагаю познакомиться с историей знаменитого Шабровского талькового рудника.
Месторождение талькового камня было известно еще с 1880-х годов и разрабатывалось местными жителями в небольшом размере кустарным способом.
До 1917-го года добыча талька производилась с большими перерывами. А с 1917 по 1925 годы Шабрвоский тальковый рудник вообще не эксплуатировался.
В конце 1930-го года, в связи с огромным недостатком огнеупорных материалов в стране, президиумом ВСНХ СССР было вынесено постановление о форсировании промышленных разведок на уральских месторождениях талькового камня.
Так, по специальному распоряжению, были начаты обследование и разведка Шабровского месторождения талько-магнезитового камня.
В течении 1931 года продолжалась разведка месторождения для оценки запасов и планирования рудника. Когда запасы были подсчитаны, приступили к проектированию рудника.
В период строительства рудника в 1931-1932 годах часть леса в окрестных лесах была вырублена под строительство рудничного поселка (пос. Шабры).
Рабочая сила вербовалась из поселков Горный Щит, Большое Седельниково и Перескачка.
Добыча талько-магнезитового камня производилась объединением «Уралтальк» (ныне Шабровский тальковый комбинат) открытым способом из большого карьера. В 1929-1930 годах карьер был невелик и имел глубину всего 10-12 метров.
Все работы производились вручную – блоки вырубались кайлами и затем отделялись ломами и клиньями. Полученные блоки тут же в забое распиливались обычными двуручными пилами на кирпичи стандартных размеров или вывозились конной тягой на поверхность и распиливались уже на поверхности.
Из рудничных построек был небольшой домик для десятника и один небольшой барак на 15-20 рабочих.
За время с 1930 года рудник значительно вырос, карьер увеличился в 4 раза. Был построен поселок с электрическим освещением, больницей и школами.
Вскрышные работы производились вручную, взрывным способом и экскаватором. Работали паровые экскаваторы «Менк-Гамброк» (Menck & Hambrock) с емкостью ковша 0,8 м³. Откатка горной массы осуществлялась вагонетками «Коппеля» и нефтяными мотовозами, если подъем откаточных путей был небольшой. При более крутых откаточных путях использовали электрические лебедки.
В начале 1936 года длина карьера составляла примерно 200 м, ширина в средней части – 40-50 м, а глубина достигала около 30 м.
Шабровский тальковый рудник снабжался водой из старого затопленного карьера, питающегося водами поверхностного происхождения и родниками. Этот карьер остался после разработки Воздвиженской золотоносной россыпи.
В период с 1931 по 1936 годы талько-магнезитовый камень добывался в блоках стандартных размеров – 0,8×0,8×0,65 м. Получение таких блоков достигалось комбинированной работой электрических врубовых машин и пневматических перфораторных молотков. Разработка велась уступами.
Отделение блоков производилось помощью клиньев. Для этого 3-4 забойщика одновременно ударяли по клиньям и блок отделялся.
Полученные блоки при помощи кабель-крана и деррик-кранов поднимались из карьера на поверхность, где грузились на вагонетки и отвозились в распилочные цеха или в места ручной распиловки.
На руднике работало два кабель-крана. Сейчас от них остались только опоры и тросы над карьером.
Лестница на опору.
Наверху площадка с роликами и крепежными устройствами.
Все металлические элементы кованные и резанные. Никакой сварки.
Толщина металла около двух сантиметров
Оконцовка несущего каната (троса).
Для подъема блоков камня использовалась передвижная тележка с системой блоков.
Тележка перемещалась по толстому несущему канату (тросу) с помощью тягового каната (троса) меньшего диаметра. Спуск и подъем тележки, в свою очередь, осуществлялся с помощью подъемного каната (троса).
Диаметр несущего каната (троса)
Система направляющих роликов
Ручную распиловку блоков производили обычными поперечными пилами.
Механический распиловочный цех состоял из станков с продольными пилами и станков со стальными дисковыми пилами.
Блоки на вагонетках вкатывались в станки с продольными пилами, где распиливались на пластины. Вскоре стальные пилы были заменены победитовыми резцами, что сократило время распиловки в 6 раз.
Далее пластины поступали на станки с дисковыми пилами, где распиливались уже на кирпичи.
В 1937 году рудник перешел на более простую и удобную систему получения кирпичей — с помощью установок А.М. Столярова, дающих возможность получать кирпичи непосредственно из забоя.
Каждая установка состояла из двух машин — первая машина с двумя дисками диаметром 1 метр с промежутком между ними 250 мм. Она шла впереди вдоль забоя и нарезала породу двумя вертикальными пропилами вкрест ее простирания.
Вторая машина имела 3 горизонтальных диска на одном валу и моторе и 4 вертикальных диска на другом валу и моторе. Она следовала за первой и давала уже готовые кирпичи.
В пределах забоя машины перемещались на платформе, по рельсам узкой колеи. По мере разработки забоя, рельсы снимались и перекладывались.
Так выглядел забой для врубовых машин.
Остатки установки Столярова до сих пор можно найти на дне карьера, только с каждым годом она разрушается от вандалов. Если раньше, в 2008 году, она стояла еще целая, то в 2009 году уже стала разломана.
Таким образом установка Столярова одновременно давала 6 кирпичей, а при ровной стенке забоя — 8 кирпичей.
Получаемые кирпичи были сырыми и ломались при транспортировке, имея большой процент отходов. Для решения этой проблемы были построены две обжигательные печи, в которых производился обжиг кирпичей.
Печь для испытания огнеупорных материалов на шлакоустойчивость по методу Гартмана.
В 1970-х годах технический прогресс позволил получать огнеупорные кирпичи из молотого талька, путем флотации (обогащения), прессования и спекания. Так, в 1974 (1977) году карьер был законсервирован в связи с изобретением новых технологий в добыче и отработки запасов.
По специальным рельсам вниз спустили насосы и трубы для откачки воды.
Внизу переоборудовали насосную станцию с дежурным.
По специальным траншеям грунтовые воды сводятся к насосной. Откачиваемая вода используется на Шабровском тальковом комбинате для технических целей. Зимой трубы для откачки воды размораживают путем сжигания покрышек.
Для проходки траншей использовался баровый грунторез (огромная цепная пила), который сохранился до наших дней, правда сильно изуродованный вандалами.
Так же на дне карьера сохранился польский экскаватор КМ-602А с обратной лопатой. Такие машины выпускались в 1950-1980 годах в Польше на предприятии им. Варьинского (WARYNSKI).
Помимо техники, в карьере сохранились и другие металлические атрибуты — радиатор масляного трансформатора, катушка от пневморукава и др.
Особенностью карьера являются несколько живописных водопадов, которые красивы и зимой и летом. Зимой они превращаются в ярко-голубые ледники.
Сейчас карьер имеет глубину около 100 метров при длине 500 метров. Спуститься в карьер можно по старой деревянной лестнице, которая поддерживается в исправном состоянии.
Стены карьера после прохождения установки Столярова напоминают египетские пирамиды
Западный борт карьер. В середине произошел обвал породы
Вид на северный борт с уступа. Подняться по ступеням довольно легко, правда тальк сам по себе очень скользкий, поэтому требуется осторожность.
Юго-западный борт
Дно карьера словно выложено тротуарной плитой, — это следы от машины Столярова.
Местами оно покрыто мхами и растительностью.
За многие годы уступы карьера также покрылись ярко-зелеными мхами
На дне карьера даже есть туалет для дежурного насосной станции и для посетителей.
В юго-восточном борту есть небольшой родник с чистой водой
До недавнего времени Шабровский тальковый комбинат производил добычу талька на новом месторождении — в карьере «Новая линза», который находится по соседству. Резервом комбината является месторождение «Большая линза».
Использованная литература и источники:
Учебная геологическая практика. / Под ред. В.Н. Огородникова. 2011.
Шабровский тальковый карьер «Старая линза» на карте:
[codepeople-post-map]
супер.
классно!
так что, до сих пор откачивают воду?
да, карьер на сухой консервации
только вандалы его сильно поганят
надо же.. зачем это нужно..
это вроде памятник )
стены карьера впечатлили больше всего
очень интересно!
почему парню морду лица замазали а девушке нет ?
за ч/б «архивные» фотки спасибо.
не сказалбы что вандалы так сильно попортили карьер, ещё есть что смотреть.
вандалы :)
на этой штуке можно кататься
каналы
потому что это я ) кстати, знакомая девочка в желтом..
зачем лицо замазал ? по любому симпатичное.
а мальчик в жёлтом не знаком ? :) девочка Аня нас возила тудым сюдым
так положено. никаких личностей. имен. паролей. явок
неа, не знаком. может из москвы/питера кто…
из одинцово :)
хм, круто!
последнее время шли какие-то унылые ямы, а тут такой масштаб.
Шабровский тальковый рудник
Пользователь сослался на вашу запись «Шабровский тальковый рудник» в контексте: […] Оригинал взят у в Шабровский тальковый рудник […]
Не знал таких подробностей, а то народная версия что цепной пилой и вырезали все.
не слышал про такую версию )
очень порадовали картинки!
Дизель у польского трактора 40-го года, на нем дата отлита. Или это уже поздние перестановки?
может быть. информацию по экскаватору я взял отсюда http://www.techstory.ru/exco_one/km602.htm
вашу ссылку, кстати, из википедии удалили. там вообще больше любят ссылки на первоисточники, чем на пересказы в блогах.
да, видел. не страшно)
первоисточник — бумага
там немного другое. тут больше ценной исторической информации
А ЧО ЗА ТЕЛКА НА ФОТО?!
телочка как телочка )
клёвая тёлочка
http://alex-avr2.livejournal.com/
PS
тёлочка клёвая
тёлочка клёвая
ЗЫ
знакомь !
с какой из них?
саней я уже знаком :)
не, она в отношениях уже
Атукуда тИбе знать ? ФдруХ там всё плохо и надо тёлочку красивую спасть ?
Блин, ну не умеет у нас народ хранить природные образования, если доступность нормальная, значит пивас и пошли засирать бутылками и прочим барахлом.
А девушка смелая так стоять на краю скалы.
Место понравилось.
Знакомые места, мы так далеко не ходили. Хотя прошлись по всем рукавам и до «Штрека заканчивается сильно обвалившейся крепью». Во всякие лазы не ходили :)
Удивительно, почему столько железа пропадает?? Почему на металолом до сих пор не попилили и не отвезли в пункт приема черных металлов???
это музей. охраняемый.
Почему то никто не написал, что этот карьер про*бали… Насосы отказали, чинить никто не стал… Теперь там обычный карьер с водой. http://www.e1.ru/news/spool/news_id-468219.html
Как это «никто не написал»?! На ютубе у меня несколько роликов о «Старой линзе», вызвавшие бурю негодования у «пирамидальных плоскоземельщиков имени ЕГЭ». Крайний из этих роликов здесь:
https//www.youtube.com/channel/UCVen47P6MnKJKGW9KdzrKOg?disable_polymer=trye
Возможно это не карьер
Здесь подробности:
https://puli-snegopaqa.livejournal.com/16108.html
Такого бреда я ёщё не читал… Спасибо — удивили!
Да…хорошее место было. Гонял туда с ЕКБ на велике, сейчас все затопило