В конце 1930-х годов перед Уральским торфяным управлением встает важная стратегическая задача – обеспечить топливом завод-гигант «Уралмаш». Внимание обратили на обширные болота в районе поселка Монетный. Так было образовано Монетное торфопредприятие, которое занималось добычей фрезерного торфа.
Вокруг Монетного на болотах возникали поселки торфодобытчиков, одним из таких поселков был и поселок Островное.
Торф добывался в одноименном болоте — Островном. Подготовка торфяной площади включает в себя несколько этапов: осушение торфяного массива через специальные каналы, вырубка деревьев и удаление травы, корчевание пней и профилирование поверхностей карт.
Профилирование — придание выпуклой поверхности карт торфяной залежи в их поперечном сечении. Для профилирования использовались профилировщики АТ-51.
В барабаны профилировщика закачивалась вода для увеличения его веса.
Подготовленную торфяную площадь фрезеровали на глубину 11-20 мм специальными фрезерными барабанами.
Далее следовало двух- или трехкратное ворошение фрезерованного слоя специальными ворошилками. Тем самым достигалось равномерное и полное высушивание торфа.
Высушенный торф валковали в несколько невысоких валов валкователями МТФ-33А. (Эти устройства я не сфотографировал, поскольку перепутал их с сельхозтехникой).
Следом проходили бункерные уборочные машины МТФ-43А.
Снизу у машины имеется скрепер, который собирал торф из вала. По элеватору он поступал в сам бункер.
Уборочные машины шли друг за другом в несколько рядов.
Остатки неизвестной машины (возможно для сушки торфа).
Убранный торф складывали в кучи, из которых формировали насыпи штабелирующими машинами МТФ-71.
Штабели формировали вдоль узкоколейной дороги для удобства погрузки в вагоны.
Из штабелей торф грузился торфопогрузочным краном КПТ-1 в вагоны узкой колеи и отправлялся потребителю.
Протяженность узкоколейной дороги составляла 26 километров.
Помимо товарных вагонов ходили и пассажирские вагоны. Для поселка Островное это была единственная связь с «большой землей». Пассажирские поезда курсировали только по пятницам, субботам и воскресеньям.
Бывшее локомотивное депо.
В 1990-х годах в связи с переходом металлургии на кокс и другие виды топлива добыча торфа резко снизилась, а потом и вообще прекратилась.
Последний участок узкоколейной железной дороги, Монетный — Островное, был разобран в 2003 году.
круто у вас на Урале
и заброшенного конечно очень много
хватает )
Зачем дорогу разобрали? На металл?
да
сейчас до поселка есть широкая грунтовая дорога. но общественный транспорт по ней не ходит ) только такси за бешеные деньги
красиво и грустно. Люди там еще живут? узкоколейка симпатичная. Жаль вагончиков не осталось
живут, причем ооочень злые )) охраняют свой металлолом…
вагончики были в Монетном, но там тоже ничего уже не осталось
это фрагмент узкоколейки в Монетном
это все, что осталось?
Да, грустная картина, сам вживую наблюдал такие заброшенные торфопредприятия… Неизвестная машина — это сельскохозяйственный подборщик-копнитель ПК-16А, применяется для подборки сена из валков.
Место с мрачной историей…
ничего секретного ) практические навыки намного ценнее
да, тут порода слабая, все обрушилось. странно, что выработку так и не закрепили до конца
интересуюсь торфяником… какое состояние на сегодняшний день