В Нижнем Тагиле на Строгановских отвалах расположен уникальный музей горной техники Высокогорского рудника.
Строгановские отвалы — это отвалы вскрышных и пустых пород, вынутых из Главного карьера Высокорского рудника и складированных на месте бывшего Строгановского отвода г. Высокой (принадлежащем графу Строганову).
После завершения складирования пород на вершине отвала Высокогорским ГОКом были организованы две смотровых площадки и музей горной техники, применяемой на шахте «Магнетитовая», Главном и Гальянском карьерах.
Въезд на вершину отвала перегорожен шлагбаумом, поэтому весь путь наверх приходится идти пешком. Таким образом музей защищен от вандалов и используется для визитов почетных гостей Высокогорского ГОКа.
Площадка условно разделена на две части — слева расположена техника, которая применялась на Главном и Гальянском карьерах.
Узкоколейный тепловоз ТУ7.
Руда и пустые породы из карьера транспортировались в вагонах-думпкарах УВС-22.
Паровоз.
Буровые станки для бурения скважин в карьере.
Экскаватор ЭКГ-4.
В центре площадки расположен памятник горняку и образец местной железной руды с примесями малахита.
Глыба железной руды с малахитом. Снизу насыпан известняк с Гальянского карьера.
Палеты для перевозки грузов.
Оборудование, используемое на шахте «Магнетитовая».
Шахтная клеть на две вагонетки.
Скип для подъема руды.
Скрепер и скреперные лебедки.
Скреперная лебедка Лс-30.
Скрепер для перемещения отбитой горной массы.
Скреперная лебедка ЛС-55. Лебедки используются совместно со скреперами.
Отбитая горная масса транспортировалась в вагонетках ВБ-1.0. Для перевозки людей использовались пассажирские вагонетки.
Буровая каретка СБКИ2М для бурения шпуров в забоях.
Перфоратор.
Контактный электровоз К-14.
Еще один тип пассажирской вагонетки.
Вагонетка.
Вагонетка УВГ-4.
Породо-погрузочная машина ППН-3.
Бадьи различной емкости, которые использовались при проходке шахтных стволов.
Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на западную часть Нижнего Тагила.
Главный карьер Высокогорского рудника, заполняемый шламами с МОФ.
Не менее значимый Меднорудянский карьер.
Перемычка между карьерами.
Экскаваторы, работающие на бортах обоих карьеров.
Вторая смотровая площадка выходит к северо-восточной части Главного карьера и зоне обрушения шахты «Магнетитовая».
Безрудный участок горы Высокой и копры шахт «Клетьевая» и «Магнетитовая-бис».
Зона обрушения образовалась при выработке верхних горизонтов Высокогорского месторождения. Пустые камеры высотой более 100 метров были обрушены взрывами.
В зону обрушения попали старые здания Высокогорского рудоуправления и другие различные постройки.
Над зоной обрушения первоначально отрабатывались мартитовые валунчатые руды.
Зона обрушения постоянно увеличивается и находиться на ее территории не безопасно.
Музей горной техники Высокогорского рудника на карте:
[codepeople-post-map]
да, кабина лифта
А почему на схеме
https://img-fotki.yandex.ru/get/3710/102782017.64/0_b8d92_2760add9_orig.jpg
нет Строгановского участка?
Суксунский это и есть Строгановский. В разные годы он принадлежал разным владельцам.
Ничего там уже нет, кроме паровоза с думпкаром и водяной колонки. Сегодня там побывал.
Это печально, порезали на металлолом?
Очень интересный обзор по шахтам, рудникам и карьерам Урала. Но один вопрос: почему Мёртвое море усохло до минус 423 метра, а соль все ещё не образовалась, сколько воды (высотой) выпарилось при образовании показанных месторождений?