В 1952 году Южноуральской геологоразведочной партией треста «Башзолото» было открыто месторождение бурых железняков, названное в честь открытия 5 октября 1952 года XIX съезда КПСС. Поэтому и горняцкий поселок поначалу называли «XIX партсъезд», но с 1963 года поселок был переименован в Межозерный.
Начиная с 1953 года на площади этого месторождения велись интенсивные геолого-разведочные буровые работы Поляковской ГРП. Одновременно добывались бурые железняки для переработки на Учалинской ФЗЦО (фабрика законченного цикла обогащения). Всего трестом «Башзолото» было добыто и переработано 101,3 тыс. тонн окисленной золотосодержащей руды. В течение 1953-1954 годов на фабрику отгрузили свыше 100 тысяч тонн руды. Часть руды, что не успевали вывозить, складировали прямо на борту карьера.
В результате разведочных работ на месторождении им. XIX партсъезда было выявлено три промышленных участка: Юго-Восточный, Восточный и Северо-Западный.
В 1956 году, по проектному заданию, разработанному институтом «Унипромедь», в Учалинском горно-обогатительном комбинате был создан Межозерный рудник для ведения строительно-монтажных и горных работ по освоению месторождения.
В 1958 году разведка и подсчет запасов были закончены. Полученные результаты превзошли все ожидания, особенно по Юго-Восточному участку. Рудное тело залегало на глубине от 30 м до 150 м с очень высоким содержанием меди. На отдельных участках содержание меди доходило до 25%, а в среднем около 6%.
На Юго-Восточном участке в 1956 году по локальному (не утвержденному) проекту началась горно-капитальная вскрыша. Этому препятствовали такие трудности как отсутствие отсыпных дорог и сильная обводненность. Трактора и экскаваторы постоянно вязли в глине.
Для реализации проекта первой очереди и быстрейшего вскрытия рудного тела (добычи первых 50 тыс. тонн руды) необходимо было вынуть 1800 тыс. м3 вскрышных пород, мощностью 60 м. Для транспортировки вскрышных пород в отвал и выдачи из карьера руды был принят приемлемый в условиях разработки первой очереди карьера автомобильный транспорт.
Первый необводненный уступ разрабатывали однокубовыми дизельными экскаваторами Э-1004 Воронежского завода. Вскрышные работы производились трехкубовыми экскаваторами СЭ-3, на транспортировке породы в отвал работали автосамосвалы ЯАЗ-210Е грузоподъемностью 10 т. С переходом на второй уступ условия резко изменились. Глинистые обводненные породы не выдерживали давление экскаваторов и тем более автосамосвалов.
В 1956 году в результате частых и сильных дождей приток дождевых вод в контуре строящегося карьера сделал невозможной работу экскаваторов и автомашин, и горные работы практически были приостановлены на несколько месяцев.
Была сделана попытка осушить разрабатываемый уступ при помощи дренажных колодцев и канав, но чрезвычайно низкие фильтрационные свойства грунта в четвертичных отложениях сделали все мероприятия поуступного тренажа неэффективными. Не удалось продолжить вскрышные работы в четвертичных отложениях и драглайнами с ковшом емкостью 1 м3.
Было предложено применить шагающий экскаватор ЭШ-4/40 в комбинации с экскаваторами СЭ-3. Экскаваторы пришлось размещать на переносных щитах, изготовленных в виде отдельных площадок из толстых брусьев. Однако деревянные щиты часто ломались, их перенос вызывал большие трудности, что в целом делало их эксплуатацию неприемлемой. Поэтому для обустройства площадок были применены уложенные перпендикулярно направлению движения листы из котельного железа размером 2х7 м и толщиной 30-40 мм.
Для извлечения увязших в глине экскаваторов к их гусеницам стальными канатами прикрепляли 3-4 двухметровых бревна.
Вопросы экологии вообще нигде не рассматривались — тогда считали, что сама природа является огромным биофильтром и способна справиться с любыми загрязнениями. Времени для проведения дренажных работ и подготовки инфраструктуры также не дали. Все проходило под лозунгом: «Ускорим поставку меди стране!».
В июле 1958 года институт «Унипромедь» составил проектное задание на строительство карьера по отработке этого участка, с годовой производительностью 400 тысяч тонн руды. Работы по этому проекту велись до июня 1971 года. При этом производительность карьера была в 1961-1967 годах была выше проектной и составляла более 600 тыс. тонн руды в год.
В целях осушения месторождения была пройдена главная дренажная траншея глубиной 5-6 м и протяженностью 2,5 км. Снижение уровня напорных вод обеспечивалась из дренажных скважин, пробуренных за контуром карьера. Также для осушения карьера использовались заброшенные разведочные шахты. Эти выработки были очищены и отремонтированы, в них разместили подвесные насосы НВК-1 производительностью 30 м3/ч. Откачка воды из старых разведочных выработок позволила резко сократить напор грунтовых вод. Это позволило перейти на отработку полного уступа высотой 10 м и намного увеличить производительность экскаваторов и карьера в целом.
На основании планового задания Управления цветной металлургии Башкирского Совета народного хозяйства, институтом «Унипромедь» в 1961 году составляется проектное задание на отработку Восточного и Северо-Западного участков месторождения им. XIX партсъезда. При проектировании карьеров на этих участках выяснилось, что они сливаются в один общий карьер, который в дальнейшем получил название «Объединенный». Все три карьера отрабатывались поочередно с последующей их засыпкой породой из ранее отработанных карьеров (это было реализовано впервые в СССР).
Основные горно-технические характеристики карьера «Объединенный» следующие: производительность по руде — 1000 тыс. тонн в год, по вскрыше — 600 тыс. м³/год; глубина 154-184 м в зависимости от рельефа; общий объем вскрыши — 58,3 млн. м³; общий объем руды — 11,4 млн. тонн; коэффициент вскрыши — 18,7 м³/м³; площадь карьера по поверхности — 107 га.
Карьер «Объединенный» функционировал с 1963 по 1982 год. За этот период было добыто 14,2 млн. тонн руды, произведено 65,4 млн. м³ вскрыши. Из вскрышных пород добыто и заскладировано на отдельном отвале 3 млн. м³ известняка. Его намечается использовать для производства клинкера, применяемого при приготовлении твердеющей смеси для закладки подземных технологических полостей других рудников.
Последние тонны руды из карьера «Объединенный» были добыты в декабре 1982 года, а всего на месторождении имени XIX партсъезда добыто более 20 млн. тонн руды. Всего за время работы рудника на заводы Урала было поставлено 700 тысяч тонн меди и 500 тысяч тонн цинка.
На данный в карьер «Объединенный» складируются отвалы с других рудников, а так же идет забор воды для технических нужд.
Использованная литература и источники:
Койбаш В.А., Скворцов А.М. Разработка медноколчеданного месторождения им. XIX партсъезда. // «Горный Журнал». 1957, №10.
А в нем такая сине-зеленая вода из-за меди? А купаться можно?
да, примеси солей
я бы не стал купаться в таких техногенных водоемах
Кажется, Бабан рассказывал прекрасную, романтичную историю о том, как у него на даче подростки решили окрасить пруд в «цвет моря», накидав туда много мешков медного купороса. Итог понятен, но как же это должно было быть прекрасно. Сочетание внешней красоты и смертельной опасности.
Так же маняще выглядит и это озеро. кажется мне стоит избегать таких мест))
это сколько же купороса надо??
насамом деле есть некоторые места, где можно купаться.
Смельчаки купаются
Это малахитовая лужа, чуть пониже Белоречки
Хороша….лужа)
искупалась бы там?
Я, к сожалению, плохо плаваю….но с такой подстраховкой готова попробовать)
я бы посоветовал вам сначала поучится плавать в более мелких шламохранилищах
На меньшее я не согласна..
тогда я посоветую вам отстойники Полевского криолитового завода
Спасибо. вы очень щедры посылать в…отстойники) И как только вас хватает на всех?
отстойников у нас на всех хватит…
Отстойников-то хватает, но Вы -то один
безусловно
Обычно Вы не так многословны)
краткость — сестра таланта
согласна
клинкер используется и при изготовлении обычного цемента
именно такой смесью заполняют подземные пустоты на шахтах
интересно)
Путешественники ЖЖ (голосование)
Пользователь сослался на вашу запись в записи «Путешественники ЖЖ (голосование)» в контексте: […] военнопленных и заключенных, толпы современной молодежи и конечно же майские события 2010 года. […]