Открытию угля в Александровской даче послужили поиски железных руд для нужд Лытвинского чугунно-плавильного завода, построенного на левом берегу Лытвы в 1804 году Всеволожскими. Первоначально каменный уголь был найден крестьянином Ксенофонтом Козловым в 1807 году на вершине Владимирской горы, за что он был наказан 50 ударами розг. В 1814 году уголь был найден и на Ивановской горе.
На открытых месторождениях месторождениях были заложены разведочные шахты и пройдены штреки по пластам угля (Владимирская шахта была заложена в 1807 году и оставлена в 1815 году, Ивановская шахта была заложена в 1814 году и оставлена в 1820 году).
Тогдашний владелец Луньевских копей В.А. Всеволожский весьма интересовался угольным делом и из Петербурга давал наставления для более успешного развития добычи. При Владимирской шахте опытным углежогам были поручены опыты по коксованию каменного угля в кучах, но положительных результатов они не дали. Поскольку Александровская дача еще была весьма богата лесами для нужд заводов, то на месторождения особого внимания не обратили и в 1820 году их окончательно оставили.
В 1853 году опять же случайно, при поиске железных руд, было открыто Никитинское месторождения каменного угля. В этом же году на выходе Никитинского пласта была заложена Никито-Луньевская копь, что является датой основания Луньевских копей. Работы в этой копи велись неправильно — вынимался уголь только выше уровня реки, поэтому оставшиеся запасы угля были навсегда потеряны. Закрыта Никито-Луньевская копь была в 1873 году, за все время работы которой было добыто 6 миллионов пудов угля и столько же оставлено в целиках.
Белоноговский прииск был открыт вскоре после открытия Никитинского пласта. Заложенной шахтой на железную руду на глубине 15 метров был встречен пласт угля.
В период с 1853 по 1873 годы было открыто еще несколько месторождений каменного угля, но их разработка велась так же неправильно и в небольших объемах. За этот период было добыто около 6 миллионов пудов угля.
С ноября 1863 по январь 1866 Луньевские каменноугольные копи находились в аренде бельгийской компании.
В 1870 году по указанию профессора В.И. Меллера была заложена шахта «Андреевская» на вершине Луньевской горы в 270 саженях от выхода Никитинского пласта. Этой шахтой предполагали встретить Никитинский пласт на большой глубине, но вместо этого пласт угля встретили недалеко от поверхности и назвали его Андреевским, ниже встретили второй пласт и назвали его Анатольевский 2й. Эти пласты разведывались в 1871 году горным инженером К.А. Кулибиным.
С переходом в 1873 году Александровского (бывш. Лытвенского) завода вместе с Луньевскими угольными копями от Всеволожских в аренду Уральскому Горнозаводского Товариществу, последним были начаты детальные разведки и началась правильная эксплуатация угольных пластов.
Под руководством горного инженера И.Н. Урбановича вкрест простирания пород было пройдено 5 разведочных линий общей длиной 16 верст: Верстовая (проведена в 1876 году близ южной границы дачи), Владимирская (проведена в 1875 году через старую шахту), Ивановская (проведена через старую шахту), Главная и за р. Северная Луньва (Белоноговский прииск).
С 1873 по 1880 год разведками было пройдено 1665 сажень шурфов, штреками и квершлагами 380 сажень, буровыми скважинами 64 сажень, при этом израсходовано на оплату рабочим 51050 руб. 10 коп.
Оборудование разведочного шурфа.
Первая каменноугольная копь была заложена в 1875 году и названа «Григорий». Затем последовало открытие других копей — «Илиодор», «Граф», «Жонес» и Варвара». Эти копи разрабатывали только верхние части угольных пластов с помощью штолен и наклонных шахт.
Еще позже были заложены новые копи — «Елим», «Ивановская», «Владимирская», «Павел» и «Жонес №2». Эти копи уже вскрывали нижние горизонты пластов и имели глубокие наклонные и вертикальные шахты. Шахта «Елим» была изначально пройдена как вертикальная.
Луньевское месторождение сложено пятью угольными пластами, но разрабатывались из них только два. Верхние пласты Беловский и Линдер имели среднюю мощность 0,3 сажень и являлись нерабочими пластами. Разрабатывались только Никитинский и Анатольевский (двойной) угольные пласты.
Из-за неоднородности по качеству угля этих пластов на разных копях они получили разные названия — верхний пласт именовался Никитинским (в копи «Григорий»), Андреевским (в копи «Илиодор»), Грасгофским (в копи «Жонес»), Граф №1 (в копи «Граф») и имел среднюю мощность 1 сажень, кровлей являлся кварцевый песчаник, а почвой глинистый песчаник. В 5 саженях ниже этого пласта залегал нижний двойной пласт — Анатольевский 1й (в копи «Григорий»), Анатольевский 2й (в копи «Илиодор»), Николаевский (в копи «Жонес»), Граф №2 (в копи «Граф»), он имел среднюю мощность 0,5 сажень.
Разрез месторождения через копь «Григорий» и «Илиодор».
Во всех копях угольные пласты залегали в виде синклинальных складок.
Разрез через Луньевское месторождение. 1889 год.
Копь «Григорий»
Копь заложена в 1875 году на берегу р. Восточная Луньва. По Никитинскуому пласту была пройдена наклонная шахта под углом 9 градусов и длиной 140 сажень. Анатольевский пласт вскрывался квершлагом из шахты.
Схема сопряжения старых выработок Никито-Луньевской копи и копи «Григорий».
Уголь добывался вручную с помощью пики и клина. Из забоев уголь грузился в вагонетки (вагончики) и по рельсам откатывался до бремсбергов. По бремсбергам вагонетки спускались на ручном воротке до основного штрека, а там лошадьми откатывались к шахте.
Из шахты вагончики поднимались на поверхность с помощью 12-сильной паровой машины.
Отвалы копи «Григорий».
Вода отводилась через вассер-штольню, нижние горизонты осушались с помощью насоса и 14-сильной паровой машины. Первоначально вентиляция выработок была естественная, но после пожара в 1881 году стала применяться смешанная вентиляция. Для это цели в штреке к воздушной шахте (люфтлох) была установлена печь о двух топках для усиления тяги.
Использование печи для вентиляции обходилась очень дорого, поэтому ее использовали лишь в экстренных случаях.
Фасад печи.
Остатки коммуникаций на месте бывшей копи.
Заваленная штольня.
Копь «Илиодор»
Копь заложена в апреле 1876 года на вершине Луньевской горы. По Андреевскому и Анатольскому-2 пластам были пройдены две наклонных шахты под углом 13 градусов. Добываемый уголь поднимался в вагончиках по двух углеподъемным шахтам с помощью стального каната, наматываемого на барабан 20-сильного локомобиля.
Схема подъемной машины копи «Илиодор».
Воронки на месте шахт копи «Илиодор».
Руины здания.
Водоприток в шахты был незначителен и весной и осенью избыток воды поднимали на поверхность прямо в вагончиках. Вентиляция выработок осуществлялась через вертикальную Андреевскую шахту, в которой была установленная печь для усиления тяги.
Копь «Граф»
Копь заложена в 1878 году на правом берегу р. Северная Луньва. Разрабатывались два пласта угля — Никитинский и Анатольский-1 (на копи они именовались Граф №1 и Граф №2 соответственно). На Никитинском пласте была заложена штольня длиной 370 сажень, Анатольский-1 пласт разрабатывался через квершлаг из штольни. Откатка по штольне осуществлялась лошадьми по 7 вагончиков за раз. Грунтовые воды самотеком стекали по канавке в штольне и сливались в р. Северная Луньва. Нижние горизонты вскрывались наклонным штреком. Для подъема угля и водоотлива была установлена 4-сильная паровая машина.
Самоизлив шахтных вод из штольни «Граф».
Копь «Граф» работала до 1893 года.
Заваленная штольня «Граф».
Отвал штольни «Граф».
Шахта на левом берегу р. Восточная Луньва.
Отвалы шахты «Граф».
Копь «Жонес»
Две вертикальных шахты были заложена в апреле 1878 года. Одна шахта являлась углеподъемной и путевой, вторая шахта предназначалась для водоотлива и вентиляции. Обе шахты проходились прямоугольного сечения 1,82х1,76 сажень и 1,7х1,7 сажень соответственно. Шахты до глубины 20 сажень крепились деревянным брусом, пропитанным известковым молоком для предотвращения гниения дерева. Дополнительно шахты были еще закреплены загонной бревенчатой крепью по наружке.
План поверхности копи «Жонес».
Глубокие воронки на месте бывших вертикальных шахт копи «Жонес».
Шахтами предполагали встретить Беловский пласт на глубине 137,4 метра, пласт Линдер на 151,2 метра, Грасгофский на 157,6 м и Николаевский на 168,3 м. Но когда водоотливная шахта не встретила ни одного пласта угля, то решили не рисковать углубкой сразу двух шахт. В сентябре 1881 года углеподъемную шахту остановили на глубине 117 метров (55 саж.) и углубляли только водоотливную.
Проходка шахты велась артелью поденных рабочих в три смены, по 7 человек в каждой смене. По крепким породам использовали динамит и клин при двуручном бурении.
Бадья на тележке для подъема породы.
Работы велись до глубины 168,5 метров, где были остановлены из-за сильного водопоритока.
Ежегодная проектная добыча копи оценивалась в 6 миллионов пудов угля.
Отвалы вертикальных шахт копи «Жонес».
Для подъема породы и водоотлива на поверхности были установлены две 40-сильные паровые машины.
В связи с большой значимостью Луньевских копей для промышленности Урала, в 1879 году к Луньевским копям была подведена ветка железной дороги широкой колеи.
Копь «Варвара»
Копь заложена в апреле 1879 года для скорейшей добычи угля из пластов Беловского, Линдер, Грасгофского и Николаевского. Капитальная разработка этих пластов позже производилась копью «Жонес» через штольню №1. Грасгофский пласт вскрывался через штольню «Варвара», а Николаевский — через квершлаг из этой штольни.
Разрез через копь «Варвара». 1889 год.
Штольня «Варвара» была проведена по Грасгофскому пласту на протяжении более 380 сажень.
Заваленная штольня Варвара.
Воронка на месте старой шахты.
В 1884 году Александровская дача перешла в вечное владение одного из главных пайщиков Товарищества — П.П. Демидова, княза Сан-Донато. С этого момента начинается интенсивная разработка каменноугольных месторождений в Луньевке.
Копь «Жонес №1»
Копь заложена в 1886 году. Изначально вырабатывалась штольней длиной 475 сажень. Нижние горизонты угольных пластов вскрывались наклонной шахтой длиной 68 сажень и пройденной под углом 30 градусов. Штольней разрабатывался пласт Грасгофский, а наклонной шахтой Николаевский пласт.
Подъем угля производится локомобилем по шахте до уровни штольни, а по штольне откатывался лошадьми (6 вагончиков за раз).
К 1903 году копь уже была практически выработана.
Воронка на месте шахты.
Отвалы копи «Жонес №1».
Отвалы из штольни.
Остатки вентиляционной установки копи «Жонес №1».
Одна из воздушных шахт копи «Жонес №1».
Крепь еще в хорошем состоянии, но само устье завалено огромными валунами.
Подстанция копи «Жонес №1».
Копь «Жонес №2»
Являлась самой производительной копью. Первоначально разработка велась через штольню длиной более 200 сажень, заложенную на выходе Грасгофского пласта.
Уголь по штольне откатывался вручную.
Откатчик в основном штреке копи «Жонес №2». 1903 год.
В 1900 году в штольне была заложена наклонная шахта с двумя рельсовыми путями. Уголь в вагончиках по наклонной шахте поднимался вручную с помощью ручного воротка.
Забой в копи «Жонес №2». 1903 год.
Позже на поверхности был установлен конный ворот и с поверхности в штольню был пройден шурф. С этого момента вагончики на тросах поднимались на горизонт штольни и откатывались по штольне. В скором времени наклонная шахта была сбита с поверхностью и вместо конного ворота был установлен локомобиль. Длина наклонной шахты составляла 110 сажень. Николаевский пласт вскрывался квершлагами из шахты.
Татары-забойщики у шахты копи «Жонес №2». 1903 год.
Остатки шахты копи «Жонес №2».
Отвалы копи «Жонес №2».
Водоприток в копь был незначительный. Для водоотлива был установлен насос Вортингтона, демонтированный с копи «Владимирская».
Забой выемочного штрека копи «Жонес №2». 1903 год.
Отвалы копи «Жонес №2».
В 1886 году на Луньевских копях было добыто 2300000 пудов угля.
Копь «Ивановская»
Копь заложена в 1887 году на правом берегу р. Восточная Луньва. Изначально работы производились тремя штольнями выше уровня реки. Штольня №1 была пройдена по Никитинскому пласту и имела длину 232 сажень, штольни №2 и №3 были пройдены по Анатольевскому пласту и имели длину 263 и 318 сажень соответственно.
Заваленное устье штольни «Ивановская».
Отвалы штольни.
Для разработки нижних участков угольных пластов была заложена вертикальная шахта. Углубление шахты началась в 1895 году и было окончено в августе 1897 года. Шахта была пройдена на глубину 26,2 сажень и имела сечение 1,9х1,3 сажень с тремя отделениями — углеподъемное, насосное и путевое (ходовое).
Воронка на месте шахты «Ивановская».
Отвалы шахты «Ивановская».
Подъем угля на поверхность осуществлялся по вертикальной шахте в клети на один вагончик с помощью 13-сильной паровой машины с тремя паровыми котлами.
Остатки свай.
Водоотлив производился штанговым насосом, весной и осенью дополнительно еще работал насос Вортингтона.
Первое время спуск рабочих производился по лестницам в шахте, но когда выработки соединились со штольнями, то был оборудован путевой штрек. Запасы угля оценивались свыше 22 миллионов пудов.
Горелый уголь в отвалах.
По пути на копь «Ивановская» в скале была пройдена огромная выемка. Есть предположения, что это был либо склад угля, либо балластный карьер для строительства дороги.
Под ногами встречаются большие трещины, из-за обрушения кровли пласта.
В мае 1890 года на Луньевских копях началось алмазное бурение, которое велось в два летних периода: с мая 1890 года по декабрь 1892 года, с мая 1900 по ноябрь 1901 года.
Для бурения была привезена из Америки паровая бурильная машина Prospectingdrill №7 стоимостью 9782 руб. 60 коп. В с ней комплекте прилагались 40 алмазов (66 карат), 200 трубчатых штанг, донка системы Блэка и другие принадлежности.
Вода для бурения доставлялось насосом Блэка, а позже насосом Вортингтона. Пар для движения бурильной машины сначала получали из локомобильного котла, потом из горизонтального и, позже из 10-сильного вертикального системы В.Г. Шухова.
Копь «Елим»
Для разработки на большой глубине Никитинского и Анатольского пластов угля копи «Григорий», в 1891 году была заложена вертикальная шахта «Елим», названная в честь Елима (Элима) Павловича Демидова.
Углубление шахты было начато в августе 1891 года и продолжалось с остановками и перерывами по октябрь 1893 года. Из-за разной крепости пород скорость проходки шахты изменялась от 1,5 до 6 сажень в месяц.
Надшахтные строения копи «Елим» («Элим») — копер шахты и здание паровой машины.
Работы велись подрядной артелью в три смены, работавшие поочередно. В мягких породах работа была кайловая, а в плотных глистных сланцах и песчаниках — клиновая и динамитная (порох не применялся).
Бурение шпуров для закладки динамита производилось вручную — одноручное (вес молотка 5 фунтов) или двуручное (вес мотка 10 фунтов). Один рабочий за 5 часовую смену выбуривал от 0,2 до 0,5 сажень шпуров. За один раз выбуривалось и взрывалось от 3 до 10 шпуров, причем посередине шахты располагался самый глубокий шпур. Первоначально он и взрывался, а за ним уже все остальные. Взрывание производилось в конце смены, чтобы к приходу следующей смены воздух в забое успел очистится.
На одну погонную сажень шахты приходилось выбуривать от 75 до 180 шпуров и расходовалось 25-65 фунтов динамита и 75-180 пистонов.
Отбитая порода из шахты вынималась в железной бадье с помощью конного ворота.
Вода стала появляться на глубине с 16 до 33 сажень и отливалась теми же бадьями. Позже был установлен штанговый насос с 12-сильным локомобилем. Подъем воды осуществлялся по деревянным трубам, скрепленным железными кольцами.
Вентиляция производилась с помощью печи с герметичными заслонками. На дно шахты была опущена труба, подведенная к печи и за счет тяги отработанный воздух высасывался из шахты.
Шахту крепили еловыми бревнами, опиленными с двух сторон на толщину 4,5 вершков. Пространство между крепью и стенками шахты забивалось пустой породой.
Остатки крепи.
Шахту прошли до глубины 48 сажень. На горизонтах 42 и 47 сажень были встречены Никитинский и Анатольевский пласты угля. На глубине 44 сажень был построен рудный двор.
Уголь добывался исключительно кайлом, т.к. порохострельные работы давали мелочь. В забое работали два забойщика и два откатчика. При отработке верхнего пласта, ниже вынимался с помощью пороха прослоек песчаника и складывался по одну сторону штрека. После чего вырабатывался нижний пласт угля.
Отвал копи «Елим».
По штрекам и квершлагам откатка производилась вручную в вагончиках по рельсам Виньолевского типа (вес погонного фута 4 фунта). По наклонным выработкам уголь доставлялся в салазках по желобам.
Вагончики с углем откатывались к рудному двору, где закатывались в одноэтажную клеть из полосового железа и поднимались на поверхность. Клеть вмещала два вагончика по 22 пудов угля. Подъем клети осуществлялся с помощью проволочного каната и 40-сильной паровой машины, расположенной в отдельном здании на поверхности.
Шахта «Елим» была предназначена только для подъема угля. Спуск рабочих производился по отдельной путевой шахте, имевшей два отделения — лестничное и вентиляционное (которое служило также и для спуска леса).
Для водоотлива использовался горизонтальный насос Вортингтона, установленный в квершлаге на Анатольевском пласте. Но при дальнейшей проходке выработок в конце 1898 года была вскрыта трещина, из которой начался сильный приток воды. В мае 1899 года приток из трещины настолько увеличился, что шахту затопило. Для восстановления шахты был приобретен еще один вертикальный насос Вортингтона, который опустили в шахту на глубину 20 сажень и в июле 1900 года начали водоотлив. К сентябрю этого же года шахта была осушена.
В начале 1902 года выработками снова вскрыли трещины, из которых в конце апреля начался приток талой воды, достигший к 9 мая 250 куб. футов в минуту. С таким водопритоком не смогли справится даже два насоса, один насос снова был затоплен, но вертикальный насос успели поднять.
В конце 1902 года снова начали водоотлив шахты вертикальным насосом и уже почти откачали шахту, когда весной 1903 года водопориток снова усилился и насос пришлось в очередной раз поднимать. Копь осталась затопленной до 1904 года в ожидании более мощного насоса.
За период с начала 1894 года по апрель 1902 года было добыто 8816451 пудов Никитинского и 240200 пудов Анатольевского угля. Запасы копи оценивались в 35 миллионов пудов угля.
Засыпанная шахта «Елим».
Копь «Владимирская»
Первоначально были заложены наклонные шахты №1 и №2 на одноименных пластах угля. Глубина шахт от поверхности достигала 12 сажень. Выдача угля осуществлялась через шахту в вагончиках по рельсам с помощью конного ворота.
Владимирская вертикальная шахта изначально велась как разведочная. Она была заложена 1894 году и закончена 1897 году на глубине 29 сажень.
Выдача угля осуществлялась в клети на один вагончик с помощью 15-сильной паровой машиной. Добыча угля производилась исключительно зимой, благодаря удобству доставки угля с копи и большим количеством рабочих в это время.
Водоприток был слабый, но на случай паводка был установлен один горизонтальный насос Вортингтона.
Всего угля было добыто 1012000 пудов.
Копь «Павел»
Копь заложена в 1898 году. Наклонной шахтой, заложенной под углом 17 градусов разрабатывались три пласта угля. Длина наклонной шахты 98 сажень.
Заваленное устье наклонной шахты «Павел».
Сначала подъем угля в вагончиках производился с помощью конного ворота, но потом он был заменен на локомобиль.
Добыча угля производилась исключительно зимой, благодаря удобству доставки угля с копи и большим количеством рабочих в это время.
Водопритока практически не было, только небольшое количество воды появлялось весной и осенью. На этот случай был поставлен насос Блэка.
Отвалы копи «Павел».
В 1895 году на Луньевских копях работали 6 штолен и 1 шахта, было добыто 4912480 пудов угли и произведено 645865 пудов кокса.
Копь «Акинфий»
Копь заложена в 1902 году на месте буровой скважины №5. Разработка угля велась через шахту.
Воронка на месте шахты «Акинфий».
Заросшие отвалы шахты «Акинфий».
В 1903 году Луньевским копям исполнилось 50 лет, к этому времени на копях работало уже 16 шахт и было добыто 112 миллионов пудов угля. К пятидесятилетию эксплуатации Луньевских копей вышли книга «Луньевские каменноугольные копи» и серия открыток.
Крепление выработок в копях производилось круглыми бревнами толщиной от 2,5 вершков и более. На крепь шла ель и пихта, т.к. другого леса поблизости не было. Требуемое количество леса ежегодно заготовлялось специально нанятыми для этого рабочими.
Устья штолен и наклонных шахт крепились сплошной крепью, а слабые участки штреков и квершлагов крепились дверными окладами. При продвижении очистных работ и по возможности крепь вынималась и использовалась повторно. Очистное пространство закрепляли костровой крепью или органной (несколько вертикальных стоек, поставленных вплотную к целику угля).
Вентиляция выработок была естественная, чему благоприятствовал рельеф местности. В удаленных выработках применяли ручные вентиляторы системы Гибаля, приводимы в движение двумя рабочими.
Отбойка угля производилась кайлами, пиками и клиньями.
Откатка по выработкам производилась лошадьми и людьми в вагончиках по рельсам и салазках.
Салазки (волокуши) использовались только на тонких пластах и откатывались исключительно вручную. Полезный груз волокуши составлял 8 пудов, мертвый — 2 пуда.
В капитальных выработках использовались глухие вагончики. Полезный груз такого вагончика составлял 20 пудов, мертвый груз — 13 пудов.
В выработках по пластам использовались опрокидывающиеся вагоны, откатываемые двумя откатчиками. С помощью таких вагонов перегружали уголь из забоя на бремсберг.
Опрокидывающийся деревянный вагончик.
Размеры вагончиков были обусловлены мощностью угольных пластов. Использование деревянных вагонов вместо железных определялось их ремонтоспособностью, меньшим весом и дешевизной.
Схема откатки по выработкам.
По капитальным выработкам были проложены рельсы Виньолевского типа, а в подготовительны штреках — прямоугольного сечения.
Для освещения выработок использовались сальные или стеариновыми свечи, которые покупались рабочими за свой счет. Все остальные инструменты выдавались управлением копей (кроме топоров).
В дальнейшем стали применяться ручные перфораторы системы Франсуа и Дюбуа.
Добытый уголь из шахт доставлялся в вагончиках к сортировочным дворам, устроенных прямо около шахт. Сортировочный двор у копи «Григорий» использовался для угля копи «Григорий» и копи «Илиодор»; у копи «Жонес» — для копи «Жонес» и «Варвара». У копей «Граф» и «Ивановская» были отдельные сортировочные дворы. Уголь из вагончиков через опрокидыватели выгружался на грохота и поступал на склад в 3 саженях ниже плоскости опрокидывателей.
Сортировочный двор копи «Граф».
На складах он сортировался по крупности или просто сваливался в кучи. Сортировкой отделяли мелочь и предотвращали смерзание угля.
Небольшая часть угля (мелочь) использовалась для топки котлов паровых машин на руднике. Остальная часть сортированного и весь не сортированный уголь сразу отправлялся на нагрузочную платформу около коксового завода.
Склады угля копи «Григорий» вмещал 45 тысяч пудов угля, копи «Жонес» — 210 тысяч пудов, копи «Граф» — 110 тысяч пудов.
Склад угля копи «Жонес».
Склад угля копи «Граф».
Копь «Илиодор» сообщалась с сортировочным двором копи «Григорий» бремсбергом длиной 213 сажень при уклоне 6 град. На бремсберге была проложена двухпутевая железная дорога для движения 8 груженных и 8 пустых вагончиков.
Бремсберг с копи «Илиодор» до копи «Григорий».
С копи «Григорий» до нагрузочной платформы был построен цепной путь длиной 546 сажень. Путь был рассчитан на перевозку 6 миллионов пудов угля ежегодно.
Дорога с копи «Григорий» на копь «Елим».
От копи «Граф» к сортировочным двору была проведена конно-рельсовая дорога (280 сажень) и от двора к нагрузочной платформе.
Просека на месте бывшей конно-рельсовой дороги с копи «Граф» на сортировочный двор.
От копи «Варвара» к сортировочным двору копи «Жонес» также была проведена конно-рельсовая дорога (150 сажень).
Просека на месте бывшей конно-рельсовой дороги с копи «Жонес» на копь «Варвара».
Просека на месте бывшей конно-рельсовой дороги с копи «Жонес» до склада угля.
Насыпь конно-рельсовой дороги с копи «Григорий» на копь «Ивановская».
Насыпь моста через р. Восточная Луньва но копь «Жонес».
От копи «Жонес» до нагрузочной платформы был построен цепной путь (845 сажень), рассчитанный на перевозку 12 миллионов пудов угля ежегодно. Движение вагончиков осуществлялось от 40-сильной паровой машины.
Дорога на месте цепного пути.
По мере выработанности копей и закладке новых, некоторые пути были изменены и построены новые. От копи «Жонес» цепной путь был разобран и на его месте построили конно-рельсовую дорогу. Спуск вагончиков с углем по ней производился под собственным весом, а подъем порожних вагончиков с помощью лошади.
От копи «Елим» до нагрузочной платформы был построен прямой цепной путь длиной 370 сажень. Для движения вагончиков у копи была установлена 9-сильная машина. От копей «Жонес №2» и «Ивановская» по конно-рельсовому пути отравляли уголь к этому же цепному пути.
Просека на месте цепного пути с копи «Елим» до нагрузочной платформы.
С самых удаленных копей «Павел» и «Владимирская» уголь подвозился к нагрузочной платформе на лошадях исключительно в зимнее время.
Просека на копи «Павел», «Владимирская» и «Верстовая».
Во избежание снежных наносов цепные пути были построены на сваях и только в местах, где невозможно было установить сваи они прокладывались по земле и покрывались крышей. Пути также были оборудованы тормозными шлагбаумами и телефонами для передачи распоряжений и сигналов. Скорость движения вагончиков составляла 25 сажень в минуту.
Схема цепных путей.
В 1882–1884 годах были построены промывочная и коксовые фабрики, тем самым было налажено первое и единственное коксование угля на Урале в дореволюционный период.
Промывочная фабрика построена по типу Люриговских, а коксование производилось в 23 печах системы Коппе.
Руины фабрики.
Весь доставляемый уголь промывался, сортировался и коксовался. Сначала производилось дробление на валках, потом сортировка на шести барабанах, а потом промывка угля. После такого обогащения получали два сорта угля — сорт №1 для коксования и сорт №2 для отопления и продажи. Выход угля сорта №1 — 60%, сорта — №2 75%, остальное представляло собой мелочь.
Угольная мелочь у склада угля копи «Граф».
Сортированный и не сортированный уголь грузился в железнодорожные вагоны и отправлялся на Тагильские заводы. Сортированный уголь шел на топку паровозов и Выйский медеплавильный завод, а не сортированный уголь шел только на отопление котлов.
В 1901-1902 годах на Луньевском коксовом заводе проводили опыты получения кокса из смеси Кизеловских, Судженских углей и Егоршинских антрацитов. Луньевский уголь по своему качеству уступал Кизеловским и Губахинским углям за счет содержания золы до 30% и присутствием серы. Из-за этого он не годился на производство высококачественного кокса для черной металлургии, кокс же для медеплавильных заводов получался хорошим.
Продажная цена на станции Луньевка с нагрузкой в вагоны за 1 пуд:
Сорт №1 — 8 копеек, Сорт №2 — 6 коп, Сорт — №3 мелочь — 2,5 к, не сортированный — 5,5 коп.
Средняя добыча на Луньевских копях с 1900 по 1910 год составляла до 6 миллионов пудов.
В последующие годы были заложены еще несколько копей: «Нижний Жонес» — 1916 год, «Новый Граф» — 1918 год, «Граф №2» — 1920 год, потом «Октябрь» и «Илиодор №5».
Для выяснения места закладки вертикальной подъемной шахты и изучения геологического строения западного крыла, на северном простирании крыла мульды копи «Жонес №1» была заложена «Новая копь». В январе 1918 года в водоотливной камере от небрежного обращения с огнем произошел пожар, который уничтожил деревянную крепь и главные выработки обрушились. После пожара работы в ней не возобновлялись.
Одна из разведочных штолен.
Отвал штольни «Разведочная». В конце 1970-х годов на отвале еще можно было наблюдать остатки железнодорожного полотна.
В 1924 году число на Луньевских копях было 13 копей, но работали только три — «Илиодор» (шахты №2 и №6), «Григорий» и «Новый Граф».
Последняя шахта — «Жонес» была закрыта в 1952 году в связи с отработкой запасов угля.
Использованная литература и источники:
Коцовский Н.Д. Луньевские каменноугольные месторождения. // «Горный Журнал». 1885, №6.
Луньевские каменноугольные копи. По случаю их пятидесятилетия 1853-1903. 1903.
Луньевские каменные угли. // Уральское горное обозрение. 1901, №31, №32.
Пожар на Луньевских копях. // Уральское горное обозрение. 1905, №2.
Угленосные отложения западного склона Урала. Известия Геологического Комитета. 1915.
Нашёл уголь — и был наказан! Как так?
такие суровые времена были..
Спасибо, интересно. Почти как сейчас на Донбассе.
Что-то отвалы за сто лет совсем не заросли. Или чего свежего подсыпали?
Отвалы неохотно зарастают, почва сильно кислая, на ней вообще ничего не растет. Это проблемы не только почвы, но и рек в которые шахтные воды из выработок впадают. С 90-х шахты в Кизеле закрыты, а кислотность рек, таких как Полуденный Кизел, Вильва всё еще запредельная.