О магнезите близ Сатки местные жители знали еще в конце XIX века и использовали его для бытовых целей и строительства дорог. Но первооткрывателем Саткинского магнезита считается лаборант Саткинского железоделательного завода П.Г. Сальников, именно он в 1894 году провел химический анализ и обратил внимание на огнеупорные свойства магнезита.
Достаточных средств на заявку П.Г. Сальников не имел, поэтому обратился к управляющему Саткинского завода А.Ф. Шуппе, который вместе с провизором Златоустовской горной аптеке М.И. Маркусоном и коллежским асессором М.Д. Немировским решили построить предприятие по производству магнезитовых огнеупоров и каустического порошка.
Магнезит был обнаружен в двух пунктах – на Карагайской горе и Волчьей горе (открыто в 1896 году). Эти два участка площадью 62 тыс. квадратных сажень были сданы в аренду М.И. Маркусону сроком на 12 лет.
В 1899 году Л.А. Садовский провел на месторождениях первые геологоразведочные работы.
Летом 1900 года приступили к разработке Карагайского и Волчьегорского месторождений. К концу года было добыто 438 тонн магнезита. 11 июля этого же года было образовано «Товарищество Магнезит Маркусона, Немировского и Шуппе» с капиталом 200000 рублей.
Для изучения производства магнезитого кирпича, Шуппе отправился заграницу, где заказал все главные устройства и проект обжиговой печи по проекту Мендгейма.
Осенью 1900 года началось строительство каменного здания завода и дымовой трубы, весной 1901 года началось строительство печи для обжига кирпича.
Запасы Карагайского месторождения оценивались в 234000000 пудов (3,7 млн. тонн). На Волчьей горе запасы выражались в 117248000 пудов (1,9 млн. тонн).
Работы производились вручную в открытых разрезах. Высота уступа составляла 3 метра, бурение ручное, в качестве ВВ использовали динамит и белый порох.
Отбитая горная масса «разбиралась» при помощи ломов и кувалд. Далее следовала ручная сортировка магнезита прямо в забое. Добытый магнезит в телегах отвозился на завод для обжига. Магнезитовая мелочь шла в отвалы.
Начало разработки магнезита.
Обожженный магнезит измельчался в порошок на мельнице, а затем вылеживался в специальных ямах. Через неделю «сырец» отправляли под пресс и потом сушили в специальных печах.
Саткинские рабочие производили огнеупорные изделия настолько высокого качества, что в 1905 году на Всемирной выставке в Бельгии огнеупорная продукция была удостоена Золотой медали.
Рабочие завода «Магнезит». 1909 год.
В 1913 году товарищество на вере «Магнезит» было преобразовано в Акционерное Общество «Магнезит» с основным капиталом 2 миллиона рублей.
Потребность в огнеупорных изделиях для подов мартеновских печей обусловила высокий спрос на магнезит. По сведениям А.Н. Заварицкого добыча магнезита в Сатке составляла 60592 тонн или 10% от мировой добычи. К этому времени эксплуатировались в небольшом объеме месторождения на Паленихе и у Березового моста.
Волчьегорский магнезит был очень крепкий и качественный, благодаря чему добывался на кирпич и для отправки в сыром виде.
Карагайский магнезит был хуже Волчьегорского и шел в переработку на металлургический и каустический порошки.
В 1916 году завод «Магнезит» достиг максимальной производительности за дореволюционный период. Работали 10 шахтных печей для обжига сырого магнезита, 5 гидравлических прессов, 4 камерные печи и 12-камерная печь для обжига магнезита на каустик.
Рабочие Карагайского карьера. 1916 год.
С 1 февраля 1918 года завод «Магнезит» был национализирован и передан в собственность РСФСР.
К 1919 году на Карагайском месторождении был встречен выход крепкого магнезита, и работы на Волчьегорском месторождении были приостановлены.
Через год на руднике появился первый компрессор «Атлас» и три пневматических бурильных молотка «Джек» (производства Ingersoll Rand) для бурения шпуров.
После Великой Октябрьской революции изучением геологического строения Саткинских месторождений магнезита занимался А.Н. Заварицкий. На основании разведок, А.Н. Заварицкий произвел подсчет запасов Саткинских месторождений до глубины 60 м, выразившихся в размере 31 млн. тонн.
В 1927 году на руднике появилось новое оборудование: один компрессор «Ингерсоль Ранд» (Ingersoll Rand), два компрессора Краматорского и Лениградского заводов и 18 пневматических молотков. Это позволило заменить ручное бурение шпуров на механическое.
В 1928 году к востоку от Карагайского карьера №1 был пущен в эксплуатацию карьер №2, находящийся в непосредственной близости от сушильно-печного цеха и конного двора.
Откатка горной массы производилась в вагонетках «Коппель» емкостью 0,45 м³. На бурении скважин работали три станка «Сандерсон».
В 1929 году институтом Ленгипроруда на основе проведенных геологоразведочных работ впервые разработан проект на реконструкцию Карагайских карьеров №1 и №2.
Начало механизации горных работ. 1929 год.
С 1930 года на Карагайских карьерах началась комплексная механизация добычи магнезита. На погрузке горной массы работал первый паровой экскаватор «Рустон» с емкостью ковша 0,75 м³. Позже его сменили экскаваторы «Демаг» (Demag), «Везерхутте», «Шкода» (Skoda), «Рансом-Рапир» (Ransom&Rapier Ltd). На бурении шпуров работали самоходные станки «Клаймакс» и «Сулливан».
Первый паровой экскаватор «Рустон». 1931 год.
На восточном борту карьера №1 работал наклонный подъемник, который поднимал две «копеллевские» вагонетки на эстакаду колошниковой площадки шахтного цеха.
Одновременно шли крупные разведочные работы как по простиранию, так и на глубину. Саткинской геологической партией был разведан запас, выражавшийся уже в 145 млн. тонн.
Строительство дробильно-сортировочной фабрики 1935 год.
В 1936 году все силы были направлены на модернизацию горного оборудования. Железнодорожные пути были заменены с колеи 750 мм на 1000 мм, поступили новые 30-тонные думпкары и электровозы ДКМ-12.
Для дробления магнезитового сырья в 1936 году был сдан в эксплуатацию корпус крупного дробления дробильно-обогатительной фабрики ДОФ-1.
В 1940 году карьер №2 был остановлен и законсервирован, т.к. карьер №1 полностью обеспечивал потребности завода.
В годы войны на Саткинских рудниках был дефицит кадров, производительных сил и материалов. В местных условиях рабочие изготавливали аммонит на основе аммиачной селитры и древесной муки.
В 1943 году на руднике появился трофейный экскаватор «Менк» с емкостью ковша 1,75 м³.
После войны количество вскрытых запасов резко сократилось, поэтому в 1947 году в эксплуатацию был вновь введен карьер №2. Через год он был снова остановлен.
До 1948 года отрабатывалось только Карагайское месторождение двумя карьерами №1 и №2.
В 1949 году быстрыми темпами началось строительство Гологорского карьера (карьер №3). Для этого в короткие сроки было снесено большое количество частных домов и одновременно на трех участках производились вскрышные работы.
Для удовлетворения возрастающей потребности завода в магнезите, в 1950 году карьер №2 был вновь введен в эксплуатацию.
Увеличение добычи магнезита требовало переноса старого завода для доступа к Карагайской залежи и строительство нового мощного магнезитового завода в 5 км севернее старого.
В 1952 году началось строительство дробильно-сортировочной фабрики №2 по проекту «Механобр».
С 1955 года начинаются подготовительные работы по строительству Волчьегорско-Степного рудника (Южный карьер).
В феврале 1956 году первая очередь ДОФ-2 была введена в действие вместе с канатными дорогами №1 и №2, а осень этого же года с Южного карьера поступил первый магнезит.
Канатная дорога для доставки магнезита с ДОФ-2 на ЦМП.
Над местами перемещения людей и транспорта сооружена защитная сетка.
С начала 1960-х на карьерах началась модернизация бурового оборудования. На бурении стали использоваться станки вращательного бурения БСШ-1М и БСШ-2М.
С 1959 по 1962 год произведена реконструкция воздушно-канатных дорог ДОФ-2, что позволило увеличить пропускную способность до 760 тонн в сутки.
В 1963 году началась разработка Паленихинского карьера.
Дальнейшая разработка карьера №1 была возможна только при разносе его бортов. Для этой цели были снесены цеха старого завода.
Разноска бортов Карагайского карьера на месте старого завода.
Для поддержания производственных мощностей на время реконструкции карьера №1, в 1965 году на Волчьегорско-Степном руднике были введены Восточный и Мельничный карьеры.
В следующем году начались работы по сносу цехов старого завода и разноске бортов карьера №1.
С 1968 года на карьерах внедряются модернизированные буровые станки вращательного бурения 2СБШ-200. В 1970-х годах на погрузке работают экскаваторы ЭКГ-4,6Б, на бурении станки 2СБШ-200Н, на транспортировке горной массы – автосамосвалы БелАЗ-350 и Краз-251.
Модернизируется ДОФ-2, ее производственная мощность была увеличена с 2,3 млн. тонн до 3,5 млн. тонн без остановки производства. На ДОФ-2 была внедрена новая технология обогащения в тяжелых суспензиях, что позволило увеличить производительность ДОФ-2 и отказаться от ручной сортировки.
Гологорский карьер переводится полностью на автомобильный транспорт с внутренним отвалообразованием.
В 1975 году началась эксплуатация реконструированного Карагайского карьера, объединившего старые карьеры №1 и №2. В это же время завершилась отработка Гологорского карьера. К моменту закрытия его размеры составляли 1100×520 м при глубине 170 м. С начала добычи на Гологорском карьере было добыто 29 млн. тонн магнезита. Отработанный Гологорский карьер стал использоваться для размещения вскрыши с Карагайского карьера.
При расширении Карагайского карьера потребовалось переселение нескольких тысяч жителей, частные дома которых впоследствии оказались под внешними отвалами.
Гологорский отвал Карагайского карьера.
Крупномасштабная разведка Саткинских месторождений производилась Бакальской геологоразведочной партией. На основании результатов этих разведочных работ, с 1978 года все месторождения стали рассматриваться как отдельные участки единого Саткинского месторождения.
В начале 1979 года на Никольском карьере были добыты первые тонны магнезита. В это же время производится капитальный ремонт ДОФ-1, карьеры получают новые экскаваторы ЭКГ-5А.
Обогащение производится по методу химического разделения магнезита в соляной кислоте.
На это время комбинат «Магнезит» являлся единственным предприятием в СССР, который осуществлял добычу магнезита. Месторождения в Иркутской области и Красноярском крае еще были не освоены и требовали колоссальных вложений.
Для поддержания объемов добычи и отработки нижних горизонтов Саткинской группы месторождений магнезита в 1980 году быстрыми темпами начинается строительство шахты «Магнезитовая». Строительство шахты производилось силами Бакальского шахтостроительного управления треста «Востокшахтопроходка», позже реорганизованного в «Бакалшахтстрой». Проектная производительность шахты «Магнезитовая» определялась в 2,4 млн. тонн в год.
Строительство шахты «Магнезитовая».
В феврале 1987 году на Карагайском карьере начал работу первый мощный экскаватор ЭКГ-8И с емкостью ковша 8 м³.
Работа экскаватора ЭКГ-8И на вскрышных работах в Карагайском карьере.
Максимум добычи был достигнут в 1988 году – 4896 тыс. тонн.
Снегоочистительная реактивная установка.
К 1990 году запасы Центрального карьера Волчьегорско-Степного рудника были отработаны, и он был выведен из эксплуатации. В сентябре 1990 года началось строительство Березовского карьера.
В годы перестройки комбинат «Магнезит» был преобразован в ОАО «Магнезит».
В связи с уменьшением спроса на магнезит, объемы горных работ падали.
В 1992 году был отработан Никольский карьер (Центральный).
С целью уменьшения затрат на добычу магнезита, в Карагайском карьере производятся испытания комбайна «Виртген» (Wirtgen). Результаты испытаний по доломитам были вполне удовлетворительными, но по магнезиту он работать не мог.
С уменьшением финансирования строительство шахты «Магнезитовая» шло медленными темпами.
В мае 1996 года был сдан первый пусковой комплекс со штольней на +260 горизонте. Но днем рождения шахты «Магнезитовая» принято считать 4 февраля 1997 года, когда было выдано заключение на эксплуатацию шахты в границах опытно-добычного блока.
На данный момент добыча идет в Карагайском карьере, Мельнично-Паленихинском карьере и на шахте «Магнезитовая».
Отвалы Мельнично-Паленихинского карьера.
Саткинские месторождения магнезитов располагаются в виде четырех магнезитоносных полос: Главной, Никольской, Березовской и Ельничной. В состав Главной полосы входят: Каргинское, Карагайское, Гологорское, Мельничное, Паленихинское, Волчьегорское и Степное месторождения.
Месторождения представляют собой мощные пластообразные залежи, приуроченные к мелкозернистым доломитам.
Карагайская залежь имеет общую длину по простиранию около 1200 м при мощности 80-110 м. Залежь падает по углом 20-30° и прослежена по падению на 150-300 м.
Висячим боком залежи являются серые и темно-серые доломиты, лежачим – черные доломиты (иногда с примесью шунгита).
Генезис месторождения связан с метасоматическими процессами замещения известняков и доломитов под действием термальных магнезиальных растворов гранитной магмы. Наличие магния в термах, очевидно, следует объяснить выщелачиванием его из доломитов.
Геологический разрез Карагайской залежи.
Карагайская залежь отрабатывается с 1900 года открытыми работами. В настоящее время Карагайский карьер является одним из крупнейших на Урале. Его размеры составляют 1500×1200 м при глубине 360 м. Угол откоса уступов составляет 44-65 градусов. Объем выработанного пространства – 205 млн. м³.
Бурение скважин в Карагайском карьере производится станками СБШ-250НМ, погрузка горной массы – экскаваторами ЭКГ-5А в автосамосвалы БелАЗ грузоподъемностью 30-42 т. Горная масса отгружается на внутрикарьерные перегрузочные пункты, откуда железнодорожным транспортом доставляется на ДОФ-1 и ДОФ-2.
Производственные помещения ЦМП-2.
Помимо магнезита на всех Саткинских карьерах добывается доломит для металлургических и строительных целей (щебень).
В сентябре 2001 года комбинат «Магнезит» отметил свой 100-летний юбилей. В этот период было отработано около 65% всех известных запасов магнезита Саткинских месторождений.
За столетие предприятие из небольшого заводика превратилось в крупнейшее в мире акционерное общество по производству огнеупоров. За весь период работы комбинат обеспечивает металлургическую и цементную промышленность, другие отрасли народного хозяйства периклазсодержащими огнеупорными материалами.
Основной продукцией ОАО «Комбинат «Магнезит» является магнезиальные изделия, спеченные периклазовые порошки (клинкеры), смеси и массы на их основе, плавленный периклаз и каустический магнезит, карбидкремниевые электронагреватели и алюмосиликатные изделия.
В состав промышленной площадки ОАО «Комбинат «Магнезит» входят дробильно-обогатительные фабрики ДОФ-1 и ДОФ-2 (в 2003 обе фабрики были объединены в ДОФ с двумя производственными участками), завод магнезиальных изделий ЗМИ, четыре цеха магнезитового порошка (ЦМП-1, ЦМП-2, ЦМП-3, ЦМП-4) и цех магнезиальных изделий ЦМИ-1.
ЦМП-2.
ЦОМП-2.
ЦМП-3.
Разведанные запасы магнезита Саткинской группы месторождений составляют 180 млн. тонн, что обеспечивает работу комбината еще на многие годы.
Замечательный обзор. Спасибо.
пожалуйста
Комбинат наш, или тоже иностранцам продали?
вроде Россия
В прошлом году на 1 мая проезжал Сатку, заехал посмотреть на карьер, через проходную спокойно пропустили, к моему удивлению. Без машины, конечно. Около часа там пробыл. Впечатляет!
по идее там забора нет, можно посмотреть не заходя через проходную
Очень интересно и познавательно- 5+ .
(… и на Волчьей горе ( открыто в 1986 г. …) — думаю , это ошибочка .
спасибо, признателен вашей внимательности. исправил
как будто на экскурсии побывал.Замечательная статья про развитие промышленности на моем родном Ю.Урале.Автору огромное спасибо.