Как-то я услышал несколько легенд от местных жителей, будто под одним населенным пунктом есть огромная сеть старинных выработок, по которым можно попасть из одной части населенного пункта в другую; будто есть такая старинная шахта, в выработках которой не было людей более 80 лет; будто во времена СССР где-то построили огромное бомбоубежище на случай ядерной войны; и еще несколько довольно интересных легенд, которые с нетерпением хотелось проверить.
Первой решили проверить легенду про утерянную шахту.
Мы начали с длинного квершлага и попутно заглядывали во все попутные выработки для детального обследования на наличие перспективных проходов.
Штрек закончился огромным провалом от взорванной камеры.
Всяческие орты, выводящие в обрушенные камеры.
Один из обрушенных шахтных стволов, возможно он вел в старинные выработки…
Многочисленные откаточные выработки.
Довольно большое бетонное сопряжение.
Левый штрек сопряжения обвалился.
В правом находился небольшой рудоспуск и восстающий на верхние подэтажи.
Судя по количеству обваленных штреков и толстого слоя продуктов взрыва — этот горизонт использовался как вспомогательный для отработки камер.
Небольшая заброшенная электрическая подстанция. Видимо тут когда-то орудовали мародеры.
Насосная камера.
Возвращаемся обратно в квершлаг.
По пути встречается подземный туалет, оборудованный в забутованной выработке.
Вскоре выработка выходит в наклонный ствол. В верхней его части была установлена лебедка.
Левая выработка уходит обратно на горизонт.
Подэтажи нарезались через каждые 10-15 метров, причем на них работала колесная техника — погрузо-доставочные машины ПД-8.
Один из заездов на подэтаж с наклонного ствола.
Наклонный ствол.
Верхние выработки еще более-менее сохранились.
По ним можно пройти довольно далеко вглубь системы.
Рудоспуск на нижний подэтаж.
Рудоспуск с верхнего подэтажа.
Особенно впечатлила желтая порода, которая встречается практически повсеместно на горизонтах.
Нижние выработки уже полностью обрушились.
Особо интересного в подготовительных выработках нет, поэтому возвращаемся к наклонному стволу и достигаем его конечной точки. Он выводит на капитальный горизонт в его добычную часть.
Северная часть выработок.
Она примечательна лишь заброшенной электростанцией с пробитым прямо в ней восстающим.
Ох, как же жутко смотрятся эти лестницы из арматуры, висящие на проволоке. Неужели по ним кто-то лазил?
Непродолжительные выработки с серьезными повреждениями.
Дальше обвал.
Забутованный рудоспуск.
Южная часть выработок тоже подвержена сильным обрушениям, но не так сильно как северная. В южной части очень много полевых штреков и рудоспусков. Вся добыча шла машинами ПД-8
Интересна лишь заброшенная ФВУ. Загрязненный воздух из одной части забирался вентилятором в систему фильтрации.
где проходил через систему фильтров и очищался от нежелательных примесей.
и через несколько шлюзовых камер выдавался в другую часть шахты.
Бетонный тоннель к добычным участкам. Интересно то, что по нему ездили автомашины ПД-8, хотя его размеры не такие большие для габаритов ПД-8.
Выпускной полок.
Рудоспуск для ПД-8.
Очевидно, вентиляционные восстающие выработки, пройденные под наклоном.
На фото видно падение пород, под этим же углом пройдены наклоны.
Из добычной части мы плавно переходим в транспортную часть.
Тут располагалось несколько технических помещений — склад ВВ, склад ППМ и другие помещения.
На складе ППМ хранились материалы для ликвидации аварий и пожаров — песок, кирпичи, доски и прочее.
Массивные гермодвери, отделяющие склад ВВ от квершлага.
На складе ВВ хранились вещества, необходимые для проходки выработок, отбойки руды и других взрывных работ.
Двери с окошком небольшого тамбура.
За ними находится еще одна гермодверь, открывающаяся обязательно вовнутрь.
Ячейки хранения ВВ.
По рельсам ходила небольшая вагонетка, в которую загружали ВВ для производства работ.
Небольшое помещение с остатками весов для взвешивания ВВ.
Заброшенный ствол, нужда в котором отпала в дальнейшем.
Руддвор ствола.
Но самое необычное — это технологический водопровод с горячей водой, проложенный в квершлаге.
Километры выработок уводят нас далеко вглубь системы — к транспортному уклону. Это старый уклон, сбитый между старинной и относительно современной частью выработок.
На обоих концах уклона были установлены гидравлические системы торможения, дополнительно на верхней части установлена лебедка.
Дальше начинаются старинный выработки, обличенные в монолитный бетон. Похоже еще одна часть городских легенд будет проверена…
Бетонный штрек имеет ответвление, которое через несколько десятков метров обвалено.
Внимание обратило на себя необычно колесо.
Породы тут особенно слабые, повсюду видны обрушения бетона. Трубы уходят еще дальше на многие сотни метров, кое-где видны надписи мелом. Они датируются 1985-1991 годами.
Вскоре мы выходим к небольшому помещению — множество маленьких комнатушек с прогнившими деревянными полами. В коридорах стоят деревянные скамейки, а в некоторых комнатка — деревянные лежаки.
Вероятно это то самое бомбоубежище, про которое ходят легенды.
Деревянные двери с кованными петлями.
Но самое необычное — это мотоцикл, переделанный под езду по рельсам.
Он использовался мародерами для вывоза металла из шахты.
Итак, все сошлось — почти все легенды оказались былью! Значит пора возращаться обратно, наверх, за новыми легендами!
класс! сколько времени гуляли?
часов 5-6 всего лишь
Мотоцикл шикарен!
своеобразная красота.
мотоцикл да шикарен. а вот краски дика напомнили бештау
я думаю вот эта очень похоже на Бештау
http://ic.pics.livejournal.com/mishainik/27670587/950803/950803_original.jpg
жесть))
А что добывали? почему желтая порода?
если честно не знаю, в некоторых местах встречается такая желтая порода. очень пачкается она
тупое предположение: сера может?)
Кстати, древняя выработка насколько древней оказалась?)
точно не сера, даже не пахнет. нечто очень слабое — крошится легко, когда высыхает превращается по весу практически в дерево или даже пенопласт
мы нашли часть старых выработок, которые сейчас в бетоне. определить сложно, думаю довоенные годы. были еще узкие шкуродеры, но в них не полезли — там очень пыльно и жарко
а почему жарко?
от труб очень много тепла исходит. температура может даже все 20 градусов
а я не врубился, что они действующие)
Желтая порода — может лёсс?
вряд ли . это что-то плотное, окисляющееся на воздухе.
дома кусок где-то валяется, надо сфоткать.
А зачем в шахте горячай вода в таких количествах?
вероятно какое-то производство идет.. думаю надо будет это узнать в следующий раз )
Подземная баня :)
пока наружу выйдешь — обратно перепачкаешься :)
Это очень крутой атчот.
ТО, что, закрыто и взорвано, значит там что-то есть и чтобы все не совали свой длинный любопытный нос, поэтому и взорвали! Возможно, что там проход в параллельный мир и там стоит загадочное каменное зеркало, собранное из всевозможных пород минералов и отшлифованное до ослепительного блеска!
Спасибо, очень интересно. А еще есть ракурсы с мотоциклом?
Кстати, что именно интересует мародеров в таких шахтах?
неа, так получилось, что мы искали выход и мотоцикл как-то ушел на второй план. назад несколько километров идти очень не хотелось, но пришлось :(
медь и алюминий из двигателей, проводов. латунные фитинги. потом уже таскают черный металл — вагонетки, рельсы и пр. самое сложное это на себе все это поднимать наверх, но выживать как-то надо
Мотоцикл шикарен, как и весь отчет :)
спс)
офигенное путешествие!
http://ic.pics.livejournal.com/mishainik/27670587/939413/939413_original.jpg
Вот такие виды внушают. Сразу чувствуется «мощь» породы и беспомощность крепей…
Отчет на твердую пятерочку. Представляю как же круто было все это в живую наблюдать и там лазить. Я впечатлен!
спасибо, очень интересно
Вот уже несколько дней читаю этот ЖЖ.
Очень интересно. Впечатляет. Затягивает.
Будь то шахты, карьеры или просто природа.
Шахты и штольни — особенно. Ведь вряд ли самому доведется там побывать.
Автору — большое спасибо! За обнародование своего увлечения.
Хотел Михаилу еще письмо написать по делу, да не могу найти здесь его мыльный адрес.
Дмитрий.
рад, что понравилось :)
адрес Михаила можно легко найти в Сети
а где находится эта шахта?
более 300 км от Вас
Расстояние не пугает)))
Мотоцикл сейчас в другм месте, и рядом с камерой ФВУ идет проходка (потом начнется добыча). Трубы с горячей и холодной водой — теплотрасса для снабжения АБК и поселка водой. А камеры ГО существовали — сейчас все похерено и пограблено, вы многое не увидели.
ГО на этом горизонте? нашли там еще старый наклонный штрек — правда, что он выходил в подвал одного из домов?
Судя по фото, вы ходили по трем горизонтам, насколько я знаю выработки: камера ФВУ и уклон с тягальной лебедкой — это два основных горизонта выпуска руды одного рудника/шахты, выработка с трубами горячей и холодной воды уходит в сторону города, и уклоном переходит на другой горизонт более древней, ранее закрытой шахты, эта теплотрасса далее переходит в штольню, выходящюю непосредственно в город, паралельно есть еще одна штольня — вот с нее есть наклонный восстающий, он выходит рядом с домами, счас перекрыт плитами — возможно это был спуск в камеры ГО. Насчет выходов в подвал дома — не в курсе. Выработки старой шахты обрушены, заилены, даже был подход к стволу (руддвор), было несколько штолен — рудовыдачные, водоотливные, несколько стволов.
А все выработки старой и новой шахт ранее были объединены в общую сеть и предназначались для камер ГО города. В выработки ГО входили камеры ФВУ, подстанций, размещения жителей, СИЗ, питания и прочего, стояли гермодвери и многое другое. Это была целая СИСТЕМА.
да, все правильно. хотелось бы с вами пообщаться в личных сообщениях, в частности по поводу старой системы — штольням суворовской, огневой, садовского, рудник штоленный…
Бакальские шахтеры передают привет, до сих пор помнят :-)