Недавно мне попался в руки пятый том редкой энциклопедии «Промышленность и техника. Энциклопедия промышленных знаний», посвященный описанию горного дела и металлургии.
В энциклопедии представлены довольно интересные рисунки, иллюстрирующие горные работы времен XIX века.
Работы по углублению шахты. Четверо рабочих заняты ручным бурением шпуров, двое нагружают породой бадью. Из-за водопритока рабочие одеты в непромокаемые платья.
Работы на рудном дворе шахты «Abrahamschacht» рудника Himmelfahrt, одной из наиболее старых шахт округа Freiberg. Один из рабочих разбивает молотом крупные куски руды для нагрузки в массивную железную бадью и подъема на поверхность. Другой рабочий держится за проволоку, чтобы дать сигнал машинисту на подъем или спуск бадьи. В путевом (ходовом) отделении рабочий поднимается по фаркунсту. Правее несколько рабочих занимаются углублением шахты с помощью ручного ворота. Посередине сидит штейгер, записывающий в книгу результаты осмотра рудника.
Первоначально бурение шпуров производилось вручную бурами, загоняемыми в породу ударами молота. При этом различали одноручное и двуручное бурение. При одноручном бурении рабочий одной рукой держал бур, а во второй держал молоток. При двуручном бурении один рабочий держал обеими руками бур, а второй рабочий — молот. Бурение шпуров являлось тяжелой и трудоемкой работой.
В 1863 году впервые на бурении шпуров была применена буровая машина — перфоратор.
Ручное вращательное бурение шпуров спиральным перфоратором Лисбе в каменно-соляном руднике Leopoldshall.
Вскоре широкое распространение получили перфораторы производства Рудольф Мейер (Mülheim an der Ruhr), приводимые в действие сжатым воздухом.
Такие перфораторы могли быть установлены на общую раму для бурения широкого забоя.
Электрические перфораторы тоже применялись, но на сжатом воздухе пользовались большим распространением, т.к. способствовали лучшей вентиляции забоя.
Для взрывания (отпалки) шпуров применялся черный порох. В 1862 по предложению Нобеля стал использоваться нитроглицерин, в 13 раз превышающий бризантность черного пороха. Для увеличения бризантности, нитроглицерин начали пропитывать студенистым раствором хлопчато-бумажного пороха, получая «гремучий студень», а при добавлении к этому составу еще и обычного пороха получали «студенистый динамит».
Крепление выработок производилось деревом, камнем, железом и сталью. Самым старом видом крепления является деревянное. Крепление камнем применялось преимущественно на безлесных местностях, но также и при креплении капитальных выработок.
Обрушение кровли в штреке.
Крепление железом получило широкое распространение лишь со второй половины XVIII века, когда произошло сильное понижение цен на прокатное железо.
Сухое крепление камнем боковой стенки штрека.
Справа крепление штрека камнем половинчатого свода, слева — дверным окладом из рельс.
Крепление наклонного штрека полными дверными окладами.
При сильном давлении кровли, окладам придают форму свода (арочная крепь). Откаточный штрек, закрепленный железом.
В сыпучих породах сначала временно устанавливалась деревянная крепь, а потом внутри нее по лекалу возводилась кирпичная кладка эллиптической формы. По возможности старую деревянную крепь вынимали, а пустое пространство заполняли крупными кусками породы.
Доставка полезного ископаемого из второстепенных выработок к главному откаточному штреку производилась с помощью волокуш — прочных деревянных ящиков на полозьях, обитых полосовым железом.
На рудниках благородных металлов с низкой заработной платой использовался примитивный способ доставки — в кожаных мешках.
В узких извилистых выработках откатка производилась в так называемых венгерских собаках — вагончиках на двух колесах разного диаметра и катаемых рабочими по деревянному настилу.
По откаточному штреку вагонетки откатывались вручную или с помощью лошадей. Откатчик за раз мог толкать две вагонетки, но на небольшие расстояния. Лошади использовались для откатки на большие расстояния и могли за раз откатывать более 10 вагонеток. Они весьма быстро привыкали к работе в руднике, запоминали размеры и геометрию выработок, места сцепки и расцепки вагонеток.
На некоторых рудниках для лошадей были устроены подземные стойла, на других же — каждый день лошади поднимались и опускались.
Вскоре лошадей заменили локомотивы на электричестве или сжатом воздухе, а так же откатка бесконечным канатом.
Откатка бесконечной цепью на калийном руднике Leopoldshall.
Откатка вагонеток по бремсбергу с помощью пневматического ворота (лебедки).
Подъем вагонеток осуществлялся в клети, что исключало дополнительную перегрузку руды (в случае подъема в бадье).
Двухэтажная клеть на 4 вагонетки.
Прибытие рабочих к рудному двору.
Далее можно затронуть особенности добычи различных полезных ископаемых.
Промывка старателями золотоносного песка на Урале. После промывки песка, золото улавливается с помощью ртути.
В 1848 году золото было обнаружено в Калифорнии, после чего в эту малонаселенную местность хлынули толпы золотоискателей, породив настоящую «золотую лихорадку».
Проба на золото путем промывки песка в лотке.
В Австралии применяли сухое обогащение золотоносного песка, т.к. сказывалось отсутствие воды. Вместо воды применяли струю воздуха, создаваемую вентилятором. При таком обогащении извлекалась лишь часть запасов золота, оставшаяся часть извлекалось амальгамацией.
В 1886 году богатые жилы коренного золота были открыты среди конгломератов в Витватерсранда (Трансвааль). Работы велись сначала открытыми работами, а позже через наклонные шахты, глубокие же горизонты отрабатывались вертикальными шахтами.
Забой при потолкоуступной системе работ на жиле Sellgtrost Stehenden рудника Елизаветы в Фрейберге.
Добыча железных руд производилась разносами в несколько этажей.
Вид этажного разноса «Рудная гора».
Такая схема разработки применялась и на Урале — гора Высокая, Благодать, Магнитная и другие.
Разнос горы Высокая на Урале.
В Финляндии железная руда образовывала скопления зерен и дисков бурого железняка на дне озер — так называемые «озерные руды». Рабочие на плотах с помощью черпаков доставали со дна руду и тут же промывали ее от глины. Промытую руду складировали так же на плоте. За день рабочий с помощником мог добыть 1-1,5 кубометра руды.
Подземные работы на тонких пластах угля с помощью врубов.
На мощных пластах угля применялась столбовая система с обрушением кровли.
Работы в забое пласта угля близ обрушения.
Для обрушения выработанных пространств, старую крепь вынимали специальными крюками на длинных рукоятках. Контролируемое обрушение предотвращало внезапные обрушения, скопление вредных газов и окислительные процессы (самовозгорания).
Обрушения висячего бока сказывались на состоянии крепи в штреках, поэтому требовалось частое восстановление крепи.
Железная крепь так же подвергалась разрушению и ремонт такой крепи был более трудоемок, чем деревянной.
Для предотвращения воспламенения угольной пыли и газа, перед отпалкой забой взбрызгивали водой, подаваемой по гуттаперчевым шнурам (шлангам).
Добыча бурого угля производилась преимущественно открытыми работами. Это обуславливалось сравнительно небольшим слоем покрывающих наносов.
Открытые работы в северной Богемии. Момент перед взрывом шпуров.
Отбитый уголь после взрыва.
В случае значительной толщи покрывающих наносов открытые работы становились невыгодными и переходили к подземным работам. Добыча производилась преимущественно камерно-столбовой системой.
Погрузка угля в одной из камер на руднике Рихарда Гартмана в Ладовицах близ Дюкса. Длинная жердь служит для ощупывания кровли и обрушения глыб оставшегося угля.
После открытия в 1860 году месторождений нефти в Пенсильвании, началась скорейшая добыча ее в громадных объемах. Громадные запасы этого полезного ископаемого и сравнительно простой способ добычи побудили к открытию нефтяных месторождений по всему миру.
Простейший способ добычи нефти заключался в проходке небольшой шахты и вычерпывания вручную скапливавшейся в ней нефти. Такой способ применялся лишь мелкими промышленниками, т.к. проведение глубокой скважины стоило больших средств.
На более крупных промыслах нефть добывалась из глубоких скважин, которые фонтанировали на высоту более 50 метров.
Фонтан на промыслах Субалова был открыт в октябре 1892 года, до конца этого года он дал 3100000 пудов (49600 тонн) сырой нефти, в 1893 году 18740000 пудов (299840 тонн), в 1894 году 6500000 пудов (104000 тонн) и продолжал действовать еще в 1895 году.
По мере снижения гидростатического давления нефтяные фонтаны иссякали. В таком случае пробовали получить новый фонтан путем углубления этой же скважины. Если этого не получалось, то оставшуюся нефть откачивали насосами (в Америке) или вычерпывали желонками (на Кавказе).
Не все скважины, пробуренные до нефтеносного горизонта давали нефть. Причина отсутствия нефти оставалась на то время еще неизвестной. В Северной Америке начиная с 1886 года в такие скважины спускали заряды нитроглицерина и взрывали. После взрыва образовывались трещины, через которые в скважину поступала нефть.
Одним из примером разработки нефтяных месторождений являлась местность в Баку, на площади десяти квадратных километров усеянная сотнями буровых скважин.
Местность нефтяных промыслов Балахнинского участка.
От скважин до нефтехранилищ прокладывались гуттаперчевые рукава, общая протяженность которых составляла 300 километров.
Во избежание высокого подъема струи и рассеивания ее в воздухе, в башнях устраивались приспособления для улавливания струи и отклонения ее в сторону. Такое мероприятие предотвращало напрасную потерю нефти и возникновение пожаров.
Но пожары все же имели место, причем загорались наиболее производительные фонтаны. При самовозгорании скважины, из нее вырывался сноп пламени, горящая нефть фонтанировала и уничтожала все на своем пути. Горящую нефть было трудно потушить, поэтому приходилось терпеливо ждать, когда пожар не прекратится сам по себе в следствии самозакупоривания устья скважины песком и обломками камней.
В целях защиты зданий и нефтехранилищ, устраивали искусственные русла, в которые направляли потоки горящей нефти.
Для добычи морской соли обычно строили несколько бассейнов, выложенных из глины. Во время прилива морская вода заполняла первый бассейн и через систему шлюзов переспускалась в последующие бассейны. При испарении воды, соль осаждалась на дне бассейнов. Оставшийся маточный раствор (хлористый магний) спускался обратно в море. Осевшую соль собирали деревянным скребками и складывалась в кучи. Для удаление из соли, ее подвергали многократной кристаллизации. Примесь хлористого магния придавала соли горьковатый вкус и большую гигроскопичность, что затрудняло перевозку.
В северных странах добыча соли производилась путем замораживания морской воды. Путем многократная заморозка морской воды получали концентрат, который потом вываривали.
Из солевых источников соль получали путем пропускания рассолов через градирни из толстого хвороста. При многократном пропускании рассола через несколько градирен добивались концентрации соли в рассоле до 20%, при котором становилась выгодной дальнейшая выварка соли на соляных варницах.
При подземной добыче калийных солей, во избежание обвалов камеры закладывали пустой породой или более дешевой каменной солью, добываемой в соседних выработках.
Еще в те времена туристами часто посещались старинные разработки соли в Величке (Wieliczka) недалеко от Кракова. Название города происходит от «Великая соль». За посещение шахт бралась плата, которая шла местным благотворительным учреждениям.
Начало добычи соли относится к глубокой древности (XI век), о чем упоминается еще в «соляной привилегии» короля Казимира I, изданной в 1044 году. Техника горного дела на соляных копях развивалась с годами. Уже в XV веке были построены ступенчатые колеса для подъема соли в клетях, а в XVII веке, когда маркшейдерское искусство находилось еще в младенческом состоянии, был издан план разработок Велички под оригинальным названием «Filum Ariadnae in Labyrintho» (Нить Ариадны в лабиринте).
Среди множества шахт, самыми известными шахтами являлись шахты Императора Иосифа и Императрицы Елизаветы по 300 метров глубиной.
Для подъема и спуска рабочих служила шахта Иосифа, в которой устроена удобная винтовая лестница до первого этажа. В шахте наследного принца Рудольфа подъем и спуск рабочих производился в особых клетях. Кроме этих шахт имелась особая шахта для спуска лошадей и несколько мелких шахт для вентиляции.
Глубина разработки достигла глубины 300 метров и разделена на 7 этажей: 1й этаж Боно (58 м), 2й этаж Августа (84 м), 3й этаж Альбрехта (130 м), 4 этаж Риттингера (170 м), 5й этаж Императорского Австрийского дома (199 м), 6й этаж Австрийского дома (227 м), 7й этаж Лайера (256 м). Кроме этого между 2 и 3 этажами находится подэтаж Франца на глубине 103 метра.
Добыча каменной соли производилась клиньями и порохострельными работами (использовался черный порох). Добытая соль доставлялась лошадьми к шахте, где поднималась на поверхность и сразу поступала в продажу в виде кусков или размолотой на мельницах.
На верхних этажах с давних времен добывалась только нечистая зеленая соль. В 19 веке приступили к добыче шниссовой и шибиковой соли.
Все подземные работы велись непосредственно под селением Величка и занимали площадь 3600 метров длиной и 800 метров шириной.
Для предотвращения обрушения, оставляли массивные целики и дополнительно кровлю крепили деревянной крепью, коротая прекрасно сохранилась в насыщенной солевой атмосфере.
Пласт каменной соли покрыт сверху слоем глины, которая является естественной водозащитной толщей. Целостность толщи не всегда сохранялась и случались прорывы воды. Например, в 1868 году при проведении разведочного квершлага на горизонте 5го этажа неожиданно произошел прорыв воды. Вода хлынула в выработки и затопила весь рудник ниже горизонта 5го этажа. через какое то время трещина сама закупорилась глиной и илом, приток воды прекратился и рудник удалось откачать. В 1879 году из этой трещины вновь произошел прорыв воды (5 м3/мин.), но с помощью насосов ее удалось откачать. Вскоре трещина снова сама закупорилась.
Стоимость экскурсии напрямую зависит от программы экскурсии (протяжности выработок), т.к. освещение обходится дорого. Туристов одевали в костюмы из серого полотна и спускали в клетях по шахте Рудольфа, либо по лестнице в шахте Иосифа.
Под землей туристы попадали в капеллу святого Антония (Kaplica Sw. Antoniego), сделанную в одной из залежей зеленой соли и имеющую размеры 7,5х6 метров и 5,5 метров высоты. Все фигуры и украшения высечены непосредственно из соли, а сводчатую кровлю поддерживают колонны так же из соли.
Капелла святого Антония в Величке.
Привожу описание этой капеллы от автора энциклопедии:
«На задней стене главного среднего алтаря высечено изображение Спасителя на кресте. У подножия креста святая Дева Мария передает святому Антонию Христовых детей. На ступенях алтаря находятся коленнопреклонные фигуры монахов. В нишах по бокам алтаря находятся изображения святого Климента и святого Станислава, а в боковых пределах — распятие с фигурами святой Марии Магдалины и святого Иоанна, статуи святых Казимира и Франциска.
Кроме того, на одной стене находится изображение польского короля Августа Сильного, в царствование которого и была устроена капелла (в 1698 году). А с потолка спускается паникадило с фигурами апостолов Петра и Павла.
Теперь служба проходит в особо торжественных случаях. Статуи и украшения сильно пострадали в течении двух веков, но капелла до сих пор воспроизводит сильное впечатление».
Затем туристы собирались в камере Урсула, кровлю которой поддерживает массивная каменная крепь. По широкой лестнице из соли и дерева туристы вместе с проводником и хором музыкантов спускались в одну из обширных камер Михаловицы (Komora Michalowice). Эта камера была образована при добыче соли в 1717-1761 годах. Камера имеет размеры 18х28 метров и высоту 36 метров. С потолка спускается массивная люстра с 200 свечами и различными украшениями из кристаллической соли. В 1871 году в камере Михаловицы были дополнительно установлены массивные крепи.
Камера Михаловицы.
В соседней камере Императора Франца поставлены громадные колонны из соли с надписями в память посещения камеры Императором Францем I и Императрицей Каролиной в 1817 году.
Далее по мосту и ступеням туристы спускаются в камеру Дроздовицы (Komora Drozdowice).
Камера имеет высоту 28 метров без всякого крепления, а на ее стенах сохранились следы добычи соли. Камера Дроздовицы образовалась за период 1840-1850 годов и названа в честь тогдашнего бургграфа Кракова, Александра Дроздовиц-Дроздовского.
Камера Дроздовицы.
Затем туристы проходят по галерее, украшенной картинами рудокопов и различными статуями (например, статуя архангела Гавриила). Из галереи они выходя к вокзалу Граф Гулховский. Камера имеет размеры 20х51 м и высоту 16 м. Она расположена около главной шахты, по которой производился подъем соли, а вокзал раньше являлся конечным пунктом для подземной доставки соли.
После завершения отработки на этом этаже, вокзал был превращен в ярко освещенный зал для отдыха туристов. В камере расположен буфет на 400 мест. Желающие могут подкрепится, а не желающие могут подняться на поверхность.
Далее посетители осматривают камеру Штейнгаузер. Здесь под названием «спуск в пещеры» демонстрируется старинный способ подъема и спуска рабочих в шахте. На конце каната сделано 6 петель, в которые садятся рабочие со свечами или факелами в руках. Под звуки горной песни рабочие поднимаются наверх. Огни факелов вскоре совсем исчезают из виду, наступает полная тишина и мрак, как вдруг раздается треск ракет, потешных огней, саксонских солнц. Эти огни, отражаясь от стен, создают грандиозное зрелище.
Следующим пунктом экскурсии является подземное озеро в камерах конпринца Рудольфа и принцессы Стефании. Обе камеры разделены столбом соли толщиной 10 метров, в этом целике сделан тоннель для сообщения камер между собой. Посетители садятся в лодки и переезжают из одной камеры в другую. Внутри тоннеля установлена статуя святого Непомука, а по берегам посажены сосны, иглы которых покрыты белоснежными кристаллами соли. Все это представляет собой незабываемое зрелище.
Конечным пунктом служит камера Летов, превращенная в огромную и богато украшенную танцевальную залу. Камера освещается 6 большими канделябрами. При входе стоят статуи Нептуна и Вулкана — двух повелителей подземного царства. На противоположной стороне висит огромная картина, представляющая Австрию с надписью вокруг «Знание и труд дают богатство и могущество». На половине высоты камеры устроена галерея для музыкантов и зрителей во время торжеств.
Из камеры Летов посетители направляются к шахтам и поднимаются на поверхность.
Добыча соли велась также из соленосных глин, которые выщелачивали водой, пускаемой в особые выработки — зинкверки.
Разработка таких солей производилась близ Берхтесгадена. Эти выработки так же открыты для посещения туристами.
Пласты соли сильно изогнуты, перемяты, поэтому представляют большие трудности для разработки. Добыча с помощью порохострельных работ невозможна, т.к. в 100 м3 породы содержится только 60 м3 соли, а 40 м3 составляют примеси. Поэтому добыча производится выщелачиванием соли с помощью зинкверков и последующим выпариванием полученного рассола.
Способ зинкверков предусматривает проходку двух штреков на разной глубине, около нижнего штрека устраивают камеру, куда закачивают воду. Вода размывает стенки камеры и насыщается солями, после чего рассол выпускают по трубам в нижний штрек. Такую процедуру повторяют несколько раз, пока раствор еще будет насыщаться солями. После чего камеру оставляют в связи с возможным обрушением.
Туристов привлекают именно такие подземные озера. Экскурсия начинается со штольни Фердинанда, соединенной с верхним штреком. Далее предстоит спуск по наклонному бревну в нижний штрек. Туристы садятся на бревно и держась за канат спускаются с визгами вниз. Посетители осматривают подземное озеро, переплывают в лодке на другой берег и осматривают другую огромную камеру, где в прежнее время велась добыча каменной соли порохострельными работами.
Далее туристы спускаются в капеллу. Посередине капеллы журчит источник и желающие пьют воду. После этого следует возвращение в штольню Фердинанда, где туристов ждут особые вагоны. В таких вагонах туристы по наклонной штольне выкатываются на поверхность.
В давние времена многие каменоломни разрабатывались подземным способом. Оставшиеся после разработки камеры служили местом ссылки для преступников, убежищем для беглецов или местом для погребений. Так древние катакомбы в Италии, где происходили религиозные собрания первых христиан и совершались тайные богослужения, представляли собой оставленные каменоломни. Самыми большими из них являются катакомбы святого Севастьяна в Риме, образованные при разработке вулканических туфов. Эти катакомбы имеют огромную протяженность.
Подобные катакомбы находятся в окрестностях Неаполя, на островах Сицилии и Крите, где они называются лабиринтами по причине сильной запутанности. В индии такие катакомбы получили название Храма Слонов. А катакомбы в Париже служили местом погребения.
Подземными работами добывался известняк, известковый туф, кровельный сланец, трасс, пуццолан и другие строительные материалы.
Открытая добыча песчаника на ломках г. Лотце в Пирне. Глыба песчаника отделялась и скатывалась по настилу вниз. Когда обрушение глыбы счастливо заканчивалось, то рабочие получали по кружке пива. Но были и трагичные случаи, когда оторвавшаяся глыба раздавливала рабочих.
Другим распространенным строительным материалом является известняк. В глубокой ломке устроен наклонный подъемник. Глыбы известняка нагружались прямо в вагоны и поднимались на платформе к полотну железной дороги.
На дне разноса вагоны распределялись по отдельным забоям с помощью рельсовых путей, стрелок и поворотного круга.
Главнейшие месторождения мрамора расположены в Италии — это месторождения Масса, Каррара, Серравецц и в горе Монте-Альтиссимо. Копи Альтиссимо были основаны в 1517 году Микелем Анджело по поручению папы Льва X. Из всех итальянских месторождений мрамора наибольшей известностью пользовались месторождения Каррары (каррарский мрамор).
Добытые и отесанные глыбы мрамора грузились в повозки и отвозились на 4 или 8 волах к станции железной дороги. Только очень большие глыбы спускались по доскам вниз с горы.
На отдельных месторождениях для нарезки блоков в забое использовались врубовые машины. Распиленные такими машинами куски отделялись от массива с помощью клиньев.
Для отделки мостовых и мощения дорог использовался базальт, но со временен его заменил гранит. Добыча базальта облегчалась тем, что он давал призматическую отдельность. Из-за того, что базальтовые мостовые становились очень скользкими, базальтом стали выкладывать только тротуары.
Ломка базальта Дунгкопф II Рейнского акционерного общества в Линце.
В заключении хотелось бы описать технологию добычи алмазов и янтаря.
Алмазоносные россыпи Ост-Индии были известны еще с глубокой древности известны. В 1727 году были открыты богатейшие месторождения Бразилии, особенно в провинции Минас-Гераэс, у Теюке или Диамантины, также у Ла-Хапады в провинции Бахии. С 1867 года стали известны богатые месторождения Южной Африки — «Капские» алмазы, когда был найден первый алмаз весом 21 1/4 карата.
В 1870 году в окрестностях Кимберлея были открыты алмазы в полуразрушенной породе, богатой включениями железной охры, от которой она получила название «желтой земли» («yellow ground»). А сами копи стали называться «сухими копями» («dry diggings»). Алмазы попадались вросшими в змеиевиковую породу — кимберлит. Вскоре были найдены 7 выходов алмазоносной породы, представлющей 7 трубчатообразных жил диаметром 25-450 метров и образующих на поверхности едва заметные возвышения.
Первоначально добыча производилась открытыми работами, но по мере углубления перешли на подземные работы. Когда цвет породы изменился с желтого на синий, многие предсказывали исчезновение алмазов. Но с углублением работ алмазы не исчезли, только отделение их от породы стало более трудным. Таким образом в Южной Африке впервые были найдены коренные месторождения алмазов.
Добытую породу складировали на мощеных дворах, где она отлеживалась от 3 до 6 месяцев. Под действием атмосферы порода разрушалась и далее поступала на промывку и ручное обогащение.
Для перевозки алмазоносной породы на обогатительные фабрики разносы были соединены дорогами. С углублением работ в разносах эти дороги начали обваливаться и вскоре были вообще выработаны, поскольку порода под ними была так же алмазоносна.
Открытые работы по добыче алмазов в Кимберлее в 1870 году.
Вскоре отдельные разносы соединились в один большой разнос, что повлекло за собой трудности в перевозке породы со средних отводов. Приходилось доставлять породу через разработки других владельцев. Для решения этой проблемы были построены висячие проволочные дороги, по которым ездили вагонетки.
Открытые работы в Кимберлее в 1880 году.
При такой системе работ громадные массы породы вместе с постройками периодически скатывались вниз разноса. Вскоре и цены на алмазы упали, что заставило перейти к подземным работам.
Организация подземных работ оказалась непосильной для отдельных промышленников и заставила их объединиться в одну компанию «De Beers Consolidated Mines», обладающую большими капиталами и монополизировавшую всю добычу алмазов в округе. Для добычи алмазов рядом с разносом были пройдены шахты, а штреками из которых вырабатывали кимберлитовую жилу ниже почвы разноса.
Добыча янтаря так же производилась с давних времен, преимущественно в Пруссии и в небольшом количестве в Сицилии. У северных берегов Пруссии море подмывало крутой берег и вымывало из песка янтарь. Местные жители ходили по берегу и активно собирали янтарь. Рыбаки небольшими сетями и сачками ловили песок и выбрасывали его на берег, где их жены и дети выбирали из него янтарь. Янтарь называли «золотом Замланда» или «благословением моря».
Много янтаря еще оставалось на дне моря и его ловили сетями с лодок.
Фирма Stantein Becker использовала водолазов для добычи янтаря под водой. Водолазы работали примерно 150 дней в году, проводя ежедневно 2 часа под водой. Вскоре легкодоступные породы были добыты и этот способ перестал использоваться, т.к. не окупал добычу.
Позже добыча янтаря производилась открытыми и подземными работами.
Впервые подземная добыча янтаря началась в 1872 году фирмой Stantein Becker.
Шахта «Анна» на берегу Балтийского моря в Пальмникене.
Добыча велась в тяжелых условиях, пласт янтарного песка сверху покрывал плывун и любые трещины в кровле должны были быть заделаны соломой или хворостом. Все выработанные пространства изолировались пермычками.
На добыче было занято около 1500 человек, добывающих около 100000 кубометров породы со средним содержанием 3 килограмма янтаря на 1 кубометр породы.
Добытая порода на поверхности промывалась на ситах, после чего янтарь отмывался от блеклой корки с помощью соды и песка. Далее куски янтаря сортировались по величине, форме, прозрачности и цвету множеством работниц.
Крупные куски янтаря шли на продажу, а мелкие тщательно отскабливались ножом и шли на приготовление пресованного янтаря. Из мелких осколков нечистого янтаря приготовляли лак, а получаемую при этом янтарную кислоту продавали на заводы для пригтовления анилиновых красок.
Отличная статья!
большое спасибо.
Спасибо, очень интересно!
Спасибо!
Прочитал с удовольствием
Шикарная энциклопедия.
пары Льва X
Опечатка.
исправил
Интересно и познавательно!Спасибо!)
Почему статья написана про горные работы 18 века, а изобилует фотографиями конца 19 века начала 20-го?
Вот это огонь-пост! Очень интересно было прочесть, спасибо!
На 1-й фотке полагаю всё же XIX век, а не XVIII. И в дальнейшем по тексту вместо XVIII века тоже XIX.
да, ошибка вышла (в книге изначально затрагивался 18 век, переходя на 19й). спасибо за внимательность.
Очень интересно. Вообще у вас журнал конечно потрясающий.
спасибо за проявленный интерес к материалу)
Крутой пост. Объем работы проделанный вами впечатляет! Спасибо!
рад, что понравилось
Очень интересно! И познавательно. А ещё очень впечатляют масштабы некоторых разработок. Спасибо!