В середине XIX века Полевской и Северский заводы стали испытывать недостаток воды, поскольку заводской пруд уже не мог обеспечить их нужным количеством воды.
Для решения этой проблемы было решено запрудить речку Глубокую, приток Западной Чусовой и направить воду в Верхний пруд.
В 1876 году под руководством инженера Ф.А. Хвощинского началось строительство огромной плотины, длинной подземной штольни и открытого канала.
Все работы совершались вручную, была возведена огромная насыпь плотины длиной около 800 метров и шириной более 30 метров. Высота плотины достигала 25 метров.
От плотины был пройден подземный тоннель, длиной 1780 метров, который затем выходил в открытый канал, а далее — в Верхний пруд.
Проходку подземного тоннеля начали с пробивки 11 вертикальных колодцев-шурфов, самый глубокий шурф имел глубину 17 метров.
Через 55 метров еще один шурф, но уже завалившийся.
Еще через 55 метров — шурф, тоже затопленный.
Из каждого шурфа в обе стороны проходили штреки, тем самым соединяя шурфы между собой под землей.
Работы производились «на стук», то есть бригады из двух соседних шурфов «шли» навстречу друг другу, ориентируясь на стук инструментов.
Окончательно тоннель был пущен в 1879 году и расчеты оправдались — дефицит воды был устранен.
За все время существования тоннеля ремонтировали (заменили шлюзы) и чистили его от мусора всего лишь однажды — в 1961 году.
Из пруда вода поступает по специальному каналу на шлюз, где регулируется ее поток.
Сейчас длина тоннеля составляет всего 900 метров, дальше идет открытый канал.
Уровень воды и ила в тоннеле постепенно повышается и вскоре достигает потолка.
Интересное сооружение! Насколько я понимаю, бетонную обделку сделали уже относительно недавно? А какой он был изначально?
в 1961 году меняли шлюзы и чистили. скорее всего в этих же годах сделали и бетонный портал, когда строили асфальтированную дорогу
изначально он был с деревянной обделкой из лиственницы
Глубочинский пруд.
Гой есте уважаемые краеведы и туристы! В 1963 году, летом, проводился ремонт штольни с колодцами,тогда я работал в Ремонтно строительном цехе Полевского Криолитового завода и принимал участие в ремонте. Начальником цеха был Терземан. Первоначально колодцев было 14.Обвалившиеся колодцы постепенно заливали грунтом. Вход в деревянный тоннель обвален и на его месте яма с озерцом. В земле копали тоннель по компасу — кринке. Старые полевички рассказали интересные сюжеты, которые будут обязательно опублиованы в книжицах «былицах.»
тоннель тоже забетонировали видимо уже в советское время?
да, в 1960-х годах
Уважаемые исследователи, обращаюсь к Вам от лица жителя города Полевского и человека, который изучает ГлубочИнский пруд и тоннель с недавнего времени — 2007 года. Ищу новую информацию, завожу знакомства с людьми, которые обладают полезной информацией или хотели бы обладать.
Из всего следуя, хотелось бы обратится к лицам заинтересованным, а не продолжить ли исследования вместе?
Отписывайтесь на моей странице в контакте http://vk.com/id25207976
Информация для «знатоков» очень даже интересная, «вырванная» из последних сохранившихся источников. Например, одна из них:
Название народно — родное Глубочинский, а не Глубоченский. Возьмите любую карту конца 19, начала 20 века и убедитесь в этом. Также, почитайте писателя — фольклериста Павла Петровича Бажова. У него также упоминается название пруда через «И». А причина для каверкания названия проста — издание буклета «необразованным» человеком в начале 21 века. Написал в кавычках, потому что человек этот хорош по себе, умен и так далее, но по глупости или по невнимательности допустил ошибку, что привело к тому, что любой источник какой ни возьми в руки, изданный позднее чем начало 21 века и видишь эту досадную «фигню».
спасибо за информацию, исправил. при написании опирался на карты 80-х годов.
в чем заключается исследование?:)
Основателем исследовании был полевской краевед, действительный член общества уральских краеведов, турист и просто хороший человек Суренков Владимир Николаевич, а мы с командой и руководителем работы брали эту инфорацию, проверяли и всё аккуратно «складывали в один портфель», а после чего готовились к конкурсу. Также ещё была команда ребят, называвших себя «Азимут», которые тоже создавали маршрут на этой территории, но особо в историю тоннеля и пруда не вдавались. Просто хотели показать эстетическую составляющую пруда и окрестностей и ещё некоторые аспекты… Победили, пошли дальше и вот, после всяческих выступлений, побед и наставлений, связанных с этим людей, решили сами поизучать, поводить людей и вообще в планах сделать тропу, с широким туристско — экскурсионным уклоном. Рисуем схемы, 3D рисунки объектов — остановок тропы, разговариваем с участниками реконструкции 1961 года, фотографируем. Остальная информация взята из литературных источников, либо результаты команды «Азимут», пока этого хватает, хотя есть ещё некоторые планы на исследования воды, но это на лето определено. Главная цель — добиться денежных средств. Либо путем гранта, либо через предпринимателей. Обращаться собираемся, как только будет весь «портфель». Ждем помощи откуда бы то нибыло.
понятно. а есть фото изнутри тоннеля, его исторической части?
Есть.
Только, на сколько я понял, вы не правильно представили тоннель. Вы думаете, что он был изначально деревянный, а потом его переделали в бетонный. На самом деле тоннеля два. Один деревянный, другой построили заново и он бетонный, проходят параллельно друг другу.
предлагаю перейти к общению в личных сообщениях или ICQ
Выложите, Уважаемый Мишай, фоторграфию изнутри, раз она есть. Уже неделю жду)
этот вопрос не ко мне, уважаемая Юлия Б.
Спасибо за подсказку, сейчас напишу)
Глубоченский
Уважаемые. Не нужно верить на 100% товарищу Суринкову. Вы почитайте его детские брошурки, которые он называет книгами. А его статьи и очерки… В них полнейшее искажение истории! Выдумщик он хороший!