В конце 2019 года на шахте «Северная» Берёзовского золотодобывающего рудника произошло знаменательное событие — горняки закончили проходку квершлага по гор. -712 м и произвели сбойку с шахтой «Вентиляционная».
Квершлаг по гор. -712 м от шахты «Слепая-4» до шахты «Вентиляционная» был начат проходкой еще в Советское время. В связи с начавшейся перестройкой, строительство нового добычного горизонта было остановлено, а выработки законсервированы.
В нынешних условиях, для поддержания сырьевой базы предприятия, горняки приступили к освоению ранее законсервированных запасов руды в этаже -512/-712 м.
Квершлаг первым делом необходим для организации вентиляции выработок при последующих горно-подготовительных работах, а также откатки горной породы к стволу шахты «Слепая-4».
В связи с тем, что проходка таких протяженных горных выработок занимает приличное время (несколько месяцев), то мы совершили два визита — в начале проходки и после сбойки со стволом.
Поскольку длина квершлага очень большая, то доставка горняков к забою осуществляется с помощью электровоза в пассажирских вагонах.

Электровоз 7КРМ1 в квершлаге.

Электровоз и пассажирский вагон.

Пассажирский вагон, собранный в подземной мастерской шахты «Северная».

Во время движения вид из окна просто захватывающий.

Квершлаг гор. -712 м.
В период проходческих работ проветривание забоев осуществлялось вентиляторами местного проветривания.
При достаточно большой длине вентиляционных рукавов (несколько сот метров), вентиляторы включались последовательно в разрывы рукавов.

Промежуточный вентилятор местного проветривания.
Примерно с этого места возобновилась проходка квершлага.

Разминовка в квершлаге.

Тупиковая разминовка для обмена вагонов.

Вид из разминовки.
Устойчивые горные породы позволяют закреплять горные выработки анкерной крепью.

В пройденных выработках ведется зачистка почвы выработки, настилаются рельсы и идут работы по бетонированию водоотливной канавки.
Лишь на небольшом участке были встречены слабые горные породы, поэтому квершлаг крепили арочной металлической крепью с деревянной затяжкой бревнами. Это обстоятельство заметно сказалось на темпах проходки квершлага.

Возведенная арочная металлическая крепь.
Проходка квершлага производилась буровзрывным способом с погрузкой отбитой горной массы машиной ППН-1С в вагоны и откаткой к стволу шахты «Слепая-4».

Породо-погрузочная машина ППН-1С в проходческом забое.

Породо-погрузочная машина ППН-1С в проходческом забое.
Вслед за забоем на минимальном расстоянии производилось возведение арочной крепи.
К моменту сбойки с шахтой «Вентиляционная» данный участок выглядит следующим образом.

Электровоз в горной выработке.

Вентиляционная дверь.
До сбойки со стволом шахты «Вентиляционная» остаются считанные метры.
Вскоре впереди появляется бетонное крепление ствола.
С гор. -512 м до гор. -712 м ствол шахты «Вентиляционная» находился в затопленном состоянии и перед началом сбойки его необходимо было осушить. Для этой цели в ствол были спущены насосы и произведена откачка шахтного ствола.

Маркшейдеры проводят съемку.

Ствол шахты «Вентиляционная».

Ствол шахты «Вентиляционная».

Механик участка Руслан Якубов на фоне надписи, оставленной шахтостроителями в 1977 году.

Рассечка по другую сторону ствола.
В стволе шахты «Вентиляционная» произведены восстановительные работы, восстановлены коммуникации, направляющие, клетьевой подъем.
Чтобы осмотреть оставшуюся часть гор. -712 м мы пешком вернулись обратно к стволу шахты «Слепая-4».

Сопряжение квершлага со штреком на шахту «Слепая-4».
Выработки, ведущие к стволу шахты «Центральная-Скиповая».

Кабина комплекса КПВ, которая будет доставлена в мастерскую гор. -712 м и отремонтирована.

Выпускной люк, используемый ранее для шахтостроительных целей.

Людской ходок к стволу шахты «Центральная-Скиповая».

Ходок в ствол шахты «Центральная-Скиповая».
В дальнейшем эти выработки будут очищены и восстановлены.

Ходок в ствол шахты «Центральная-Скиповая».
Возвращаемся обратно в квершлаг.

Выпускной люк, через который производится выдача горной массы с вышележащих горизонтов.
Далее начинается наиболее протяженная часть гор. -712 м, пройденная еще в советское время. На кровле выработки можно видеть следы от воздушного пузыря, который находился тут несколько десятков лет.

Участок обводненных пород.

Ранее пройденный вентиляционный восстающий.

Остатки комплекса КПВ.

Сбойка с квершлагом.

Заезд на бывшую электрическую подстанцию.

Камера бывшей подстанции.

Ящики с керном геолого-разведочных скважин.

Вскрытые золотоносные жилы.

Выработка заканчивается забоем.
В настоящее время по дайке Второ-Павловской гор. -712 м идут геолого-разведочные работы.

Южный штрек дайки Второ-Павловская.
Для бурения разведочных скважин был приобретен буровой станок.
Перед вводом в эксплуатацию станок был испытан и опробован.

Керн скважин тестового бурения.

Буровой станок в работе.

Управление станком осуществляется с выносного пульта.
Бурение производится с промывкой водой.

Ящик для керна.
Получаемый при бурении керн вынимается и складывается в ящики. Далее он будет отправлен на исследования и определение содержания золота в горной породе.
В заключении мы в очередной раз посетили механическую мастерскую, где полным ходом идет восстановление техники для предстоящей добычи руды на новых горизонтах.
Пассажирская вагонетка ВПГ-12 была отремонтирована с заменой базы.

Пассажирская вагонетка ВПГ-12.

Пассажирская вагонетка ВПГ-12.

Породо-погрузочная машина ППН-1С.

Породо-погрузочная машина ППН-1С.
В очереди на восстановление и ремонт у мастерской находится разнообразная техника.

Германский электровоз LEW EL5 производства «VEB Lokomotivbau Elektrotechnische Werke (LEW) «Hans Beimler» (Hennigsdorf)».

Породо-погрузочная машина ППН-1С.
На этом возвращаемся обратно к стволу шахты «Слепая-4» для подъема на поверхность.

Руддвор шахты «Слепая-4» гор. -712 м.

Порожние вагоны.

Состав с рудой, ожидающий погрузку в клеть.