В конце 2019 года на шахте «Северная» Берёзовского золотодобывающего рудника произошло знаменательное событие — горняки закончили проходку квершлага по гор. -712 м и произвели сбойку с шахтой «Вентиляционная».
Квершлаг по гор. -712 м от шахты «Слепая-4» до шахты «Вентиляционная» был начат проходкой еще в Советское время. В связи с начавшейся перестройкой, строительство нового добычного горизонта было остановлено, а выработки законсервированы.
В нынешних условиях, для поддержания сырьевой базы предприятия, горняки приступили к освоению ранее законсервированных запасов руды в этаже -512/-712 м.
Квершлаг первым делом необходим для организации вентиляции выработок при последующих горно-подготовительных работах, а также откатки горной породы к стволу шахты «Слепая-4».
В связи с тем, что проходка таких протяженных горных выработок занимает приличное время (несколько месяцев), то мы совершили два визита — в начале проходки и после сбойки со стволом.
Поскольку длина квершлага очень большая, то доставка горняков к забою осуществляется с помощью электровоза в пассажирских вагонах.
В период проходческих работ проветривание забоев осуществлялось вентиляторами местного проветривания.
При достаточно большой длине вентиляционных рукавов (несколько сот метров), вентиляторы включались последовательно в разрывы рукавов.
Примерно с этого места возобновилась проходка квершлага.
Устойчивые горные породы позволяют закреплять горные выработки анкерной крепью.
Лишь на небольшом участке были встречены слабые горные породы, поэтому квершлаг крепили арочной металлической крепью с деревянной затяжкой бревнами. Это обстоятельство заметно сказалось на темпах проходки квершлага.
Проходка квершлага производилась буровзрывным способом с погрузкой отбитой горной массы машиной ППН-1С в вагоны и откаткой к стволу шахты «Слепая-4».
Вслед за забоем на минимальном расстоянии производилось возведение арочной крепи.
К моменту сбойки с шахтой «Вентиляционная» данный участок выглядит следующим образом.
До сбойки со стволом шахты «Вентиляционная» остаются считанные метры.
Вскоре впереди появляется бетонное крепление ствола.
С гор. -512 м до гор. -712 м ствол шахты «Вентиляционная» находился в затопленном состоянии и перед началом сбойки его необходимо было осушить. Для этой цели в ствол были спущены насосы и произведена откачка шахтного ствола.
В стволе шахты «Вентиляционная» произведены восстановительные работы, восстановлены коммуникации, направляющие, клетьевой подъем.
Чтобы осмотреть оставшуюся часть гор. -712 м мы пешком вернулись обратно к стволу шахты «Слепая-4».
Выработки, ведущие к стволу шахты «Центральная-Скиповая».
В дальнейшем эти выработки будут очищены и восстановлены.
Возвращаемся обратно в квершлаг.
Далее начинается наиболее протяженная часть гор. -712 м, пройденная еще в советское время. На кровле выработки можно видеть следы от воздушного пузыря, который находился тут несколько десятков лет.
В настоящее время по дайке Второ-Павловской гор. -712 м идут геолого-разведочные работы.
Для бурения разведочных скважин был приобретен буровой станок.
Перед вводом в эксплуатацию станок был испытан и опробован.
Бурение производится с промывкой водой.
Получаемый при бурении керн вынимается и складывается в ящики. Далее он будет отправлен на исследования и определение содержания золота в горной породе.
В заключении мы в очередной раз посетили механическую мастерскую, где полным ходом идет восстановление техники для предстоящей добычи руды на новых горизонтах.
Пассажирская вагонетка ВПГ-12 была отремонтирована с заменой базы.
В очереди на восстановление и ремонт у мастерской находится разнообразная техника.
На этом возвращаемся обратно к стволу шахты «Слепая-4» для подъема на поверхность.