Шахта «Северная» Берёзовского рудника — современное горно-добывающее предприятие, осуществляющее добычу золотосодержащей руды на Берёзовском месторождении.
В настоящее время отрабатываются дайки «Перво-Павловская», «Второ-Павловская» и «Андреевская» в интервале -462…-512 м. Быстрыми темпами идет подготовка к добычи руды на горизонтах в интервале -612…-712 м.
Верхним горизонтом шахты «Северная» является горизонт -162 м.
Около ствола шахты расположены насосная станция с водосборником и центральная подземная подстанция. Насосная станция оборудована четырьмя центробежными насосами ЦН–1000×180 и служит второй ступенью в система водоотлива шахты.
От ствола шахты в западном и восточном направлениях пройден квершлаг, вскрывающий серию золотоносных даек. Протяженность квершлага более 2 км.
Восточный квершлаг пройден до дайки «Андреевская».
Сейчас он используется для обслуживания водоотливного и закладочного трубопроводов.
Сопряжение в квершлаге со штреками по дайке Степановской.
Восточный квершлаг заканчивается закладочной скважиной диаметром 107 мм. Гидрозакладка на основе хвостов обогащения поступает с поверхности.
Закладочная смесь по трубам подается в отработанные камеры.
В сентябре 2018 года часть выработок гор. -162 м шахты «Северная» использовалась для проведения XI Международных горноспасательных соревнований (IMRC-2018).
Участок квершлага был подсыпан щебнем, уложен деревянный настил, освещение заменено на светодиодное.
Сопряжение с погашенным штреком дайки «Второ-Павловская».
За люком находится небольшая камера, также сооруженная для проведения соревнований. Здесь горноспасатели отрабатывали навыки спасения пострадавших в вертикальных выработках.
В стенке замаскирована дверь в штрек дайки «Перво-Павловская».
Над основным квершлагом пройден кроссинг (воздушный мост) для обособленного проветривания дайки. Таким образом квершлаг проветривается по одной схеме, а штрек дайки «Перво-Павловская» — по другой, через шурф «Марковский».
Здесь проложена труба для подачи закладки в отработанные камеры.
В южной части штрека дайки «Перво-Павловская» пройден наклонный автомобильный съезд с гор. -118 до гор. -212 м. В перспективах развития Берёзовского рудника этот съезд предполагалось сбить с поверхностью и пройти до горизонта -314 м, но эта идея осталась лишь на бумаге.
Эти выработки уже не используются, поэтому возвращаемся обратно в западный квершлаг.
Квершлаг пройден в крепких породах, которые в большинстве случаев не требуют крепления.
Протяженность квершлага составляет около двух километров.
Участок обводненных горных пород.
Поворот на бывшую шахту №660 (№6), которая отрабатывала дайку «Елизаветинская» в интервале глубин -62 м…-262 м.
После сбойки квершлагом шахты №660 (6) с шахтой «Северная», она стала ее участком (участок №2).
Почти в самом конце квершлага расположена слесарная мастерская.
Поскольку основной ствол находится на большом удалении, то горняков доставляют к рабочим местам в пассажирской вагонетке ВПГ-8.
Горизонт обслуживается одним электровозом К-10.
Развилка. Налево — в южный штрек дайки «Елизаветинская», направо — к шахте «Слепая-1» и на северный штрек дайки «Елизаветинская».
Направляемся в южную часть дайки «Елизаветинская».
Штрек повторяет залегание дайки, поэтому имеет извилистое направление.
Бывшие выпускные люки. При отработке дайки «Елизаветинская» применялась камерно-столбовая система разработки.
Пирит, содержащийся в рудном теле и во вмещающих породах со временем окисляется и окрашивает выработки в яркий желтый цвет.
Состояние выработок регулярно поддерживается в должном состоянии.
Крепь усилена дополнительными подхватами.
Доходим до шахты «Слепая-2». Штрек по дайке продолжался еще дальше, но сейчас он погашен.
Камера подъемной машины шахты «Слепая-2».
Подъемная машина германского производства и исправно служит по сей день.
Ствол шахты «Слепая-2» пройден с горизонта -162 м на горизонт -262 м, имеет прямоугольную форму сечения, сечение ствола в свету 3,4 м², закреплен деревом. Имеет два отделения: клетьевое под вагонетку типа ВО-0,33 и ходовое. Предназначен для обеспечения второго механизированного подъема с горизонта -212 , -262 м дайки «Елизаветинской».
Возвращаемся к шахте «Слепая-1».
Прямо — заезд к шахте «Слепая-1», направо — северный штрек дайки «Елизаветинская».
Ствол шахты «Слепая-1» пройден с горизонта -162 м на горизонт -262 м и предназначен для выдачи породы на горизонт -162 м, для спуска леса, механизмов, прокладки трубопровода водоотлива.
Ствол имеет прямоугольную форму сечения, сечение ствола в свету 6,4 м². В стволе имеется два клетьевых отделения под вагонетку типа ВО-0,33, ходовое и трубное отделения. Ствол служит для спуска и подъема людей с горизонта -212 м на -162 м дайки «Елизаветинская».
Северный штрек дайки Елизаветинская имеет протяженность несколько километров. На фланге западного поля шахты «Северная» пройден шурф «Режевской» до горизонта -62 м.
Примазки соединений меди в штреке.
Штрек пройден в лежачем боку дайки. На отдельных участках кровля закреплена монолитным бетоном.
Примерно в этом месте зона обрушения по дайке вышла на поверхность.
Доходим до развилки на квершлаг Преображенского участка.
Квершлаг проходился с разведочной целью, но промышленных даек не встретил.
Рудоспуск в квершлаге.
Сейчас тут размещается компрессорное хозяйство.
Возвращаемся обратно в штрек дайки «Елизаветинская».
Поворот на лифтовой восстающий.
Ранее лифт использовался для доставки людей и грузов до горизонта -262 м.
Вид вниз захватывает дух.
Сейчас все лифтовое хозяйство сдемонтировано и перевезено на другой участок работ.
Снова северный штрек дайки «Елизаветинская».
Здесь расположены отработанные блоки и заложенные гидрозакладкой.
Восстающий до горизонта -262 м.
Впереди находился вентиляционный восстающий, выходивший на горизонт -62 м в районе шурфа «Режевской». Сейчас он изолирован бетонной перемычкой, а рядом пройден обходной штрек.
Обходной штрек.
Северный штрек дайки «Елизаветинская» заканчивается большим водосборником. Ранее он находился намного дальше, сейчас же плотина возведена в другом месте, тем самым увеличился объем накапливаемой воды.
Вода имеет абсолютную прозрачность и яркий сине-зеленый цвет.
В пассажирском вагоне отправляемся обратно к стволу шахты «Северная».
Использованная литература и источники:
https://uralmines.ru/beryozovskij-rudnik-shahta-severnaya/.
Валиев Н.Г., Вандышев А.М., Потапов В.В. Учебная практика. 2013.