Бакальское рудоуправление – одно из старейших горных предприятий Урала. Летом 1756 года рудознатцем Петром Рябовым с помощью местных башкир было обнаружено 10 выходов бурого железняка на склонах горы Буландиха в долине реки Бакал.
Приказом Берг-коллегии №1022 от 3 сентября 1756 предписывалось закрепить вновь открытые рудники за строящимся Катав-Ивановским заводом.
Эксплуатация Бакальских рудников началась с сентября 1757 года, когда была добыта первая руда на Верхне-Успенской залежи и увезена в телегах на Катав-Ивановский чугуноплавильный и железоделательный завод. Позднее бакальские железные руды стали поступать на Симский (1761 г.) и Юрюзань-Ивановский (1763 г.) металлургические заводы.
Купцы-предприниматели Твердышев и Мясников, образовавшие промышленное товарищество, скупили в центре России несколько крепостных деревень и переселили крестьян на Бакал, в результате чего возникли поселения Рудничное и Катавка, которые долгое время являлись основным источником рабочих кадров Бакальских рудников.
Из всей группы месторождений, входящих в состав сегодняшнего Бакальского рудоуправления, в первые годы руда добывалась на так называемых «Буланских» рудниках в составе Успенского рудника (позже им. ОГПУ), Тяжелого (позже Иркускан), Охряного и Ивановского.
Позднее, в 1817 году была начата добыча на карьере «Вагонная яма» и в 1901 году — на руднике «Старый Бакал» (впоследствии рудник им. В.И. Ленина). После этого все месторождение стало называться Бакальским.
Первоначально на месторождении закладывались небольшие карьеры, принадлежавшие разным горнозаводчикам и разрабатываемые с помощью кирки и лома.
Значительное развитие работ на Бакальском рудном поле начинается в период становления Советской власти. В 1930 году началась коренная реконструкция Бакальских рудников, были получены три электрических экскаватора немецкой фирмы «Менк-Гамброк» (Menck & Hambrock) с ковшом вместимостью 1 м³, к руднику им. ОГПУ подведена железная дорога нормальной колеи, осуществляется реконструкция электроснабжения (1935 г.).
Бакальские железные рудники, являлись одной из крупнейших производственных единиц железорудной промышленности Урала. В 1932 году они дали 22,9% общего количества добытой руды по тресту «Востокоруда». Бакальские рудники получили мировую известность благодаря высоким качествам своих руд: исключительная металлургическая ценность, особая чистота в отношении примесей серы и фосфора, легкоплавкость, наличие примесей марганца и другие свойства.
Важную роль в электрификации Бакальских рудников сыграл пуск в начале 1930-х годов Челябинской ГРЭС, от которой они стали получать электроэнергию. Добыча руды к концу первой пятилетки была доведена до 650 тыс. тонн в год, а в 1935 году Бакальское рудоуправление выдало даже 729 тыс. тонн.
В годы Великой Отечественной войны для отработки высококачественных руд строятся две шахты на месторождениях им. Ленина и Объединенное, но удельный вес их в общей добыче по Бакальскому рудоуправлению не превышал 20%. За время войны добыча руды на рудниках увеличилась в 3,1 раза, достигнув в 1945 году 1,5 млн. тонн.
К середине 1960-х годов бурые железняки на этих месторождениях были полностью отработаны.
Для восполнения рудной базы Бакальское рудоуправление приступило к освоению сидеритовых руд. Учитывая ограниченный срок существования карьеров по добыче сидеритов, то, в первую очередь, предусматривалось строительство шахты «Сидеритовая» на Средне-Шиханском и Северо-Шиханском месторождениях, а в 1970-1975 годах шахт на месторождениях Южно-Шиханском, Иркускан, им. ОГПУ.
В 1967 году для отработки сидеритовых руд глубинных частей Ново-Бакальского, Средне-Шиханского и Северо-Шиханского месторождений была заложена шахта «Сидеритовая» имени XV съезда ВЛКСМ.
Институтом «Гипроруда» был составлен проект первой очереди подземного комплекса по добыче сидеритовых руд шахты «Сидеритовая» мощностью 2,5 млн. тонн руды в год с последующим развитием ее мощности до 4,0 млн. тонн в год. По данному проекту рабочие эксплуатационные горизонты +650, +600, +540, +480, +420 м Ново-Бакальского, Средне-Шиханского и Северо-Шиханского месторождений предусматривалось вскрывать двумя вспомогательными стволами диаметром в свету 6,5 м, двумя вентиляционными стволами диаметром 4 м и главным наклонным стволом, диаметром 5,1 м и пройденным под углом 18°.
Строительство шахтных стволов было поручено Бакальскому шахтостроительному управлению №7 треста «Востокшахтопроходка»: ствол «Вспомогательный №1» был построен за 52 месяца, ствол «Вспомогательный №2» – построен за 27 месяца, ствол «Вентиляционный» – построен за 31 месяц.
Проектом проходки наклонного ствола предусматривалось использование скреперного погрузочного комплекса СКУ-3 конструкции ВНИИОМШСа. Проходка наклонного ствола была начата в 1971 году с выемки грунта экскаватором и монтажа чугунных тюбинговых колец на длину 36 м. В дальнейшем проходка осуществлялась отбойным молотками с заходками длиной по 1 м. Тюбинги устанавливали с помощью эректора. Из-за невозможности использования комплекса СКУ-3 в связи с наличием в забое эректора, породу убирали вручную и выдавали скипом емкостью 3 м³. Таким способом скорость проходки ствола не превышала 8-10 м в месяц. К концу 1971 года было пройдено 92 метра наклонного ствола и отбито 1744 м³ горной массы.
В 1972 году был составлен специальный проект, и в наклонный ствол была опущена погрузочная машина 2ПНБ-2П, габариты которой позволяли ей проходить под эректором. С помощью этой машины было пройдено 345 м ствола (из них 88 м с тюбинговым креплением) при скорости проходки 30 м в месяц.
Для обеспечения широкого фронта горных работ и сокращения сроков строительства шахты необходимо было форсировать проходку первой очереди наклонного ствола общей длиной 933 м, для чего было принято решение наклонный ствол проходить двумя встречными забоями – с поверхности и с горизонта +420 м.
Для открытия второго забоя наклонного ствола необходимо было пройти от ствола «Вспомогательный №1» 723 м выработок по горизонту +420 м. Общая протяженность сбойки горизонта +420 м с наклонным стволом составила 1656 м.
В августе 1972 года начата проходка наклонного ствола вторым заходом снизу вверх. Проходка осуществлялась скреперными лебедками ЛС-55 с погрузкой в вагонетки и откаткой к стволу «Вспомогательный №2». Забоем снизу вверх было пройдено 230 м ствола при средней скорости проходки 16 м/месяц и максимальной 28 м/месяц.
В 1973 году скип был заменен скипом 5 м³, что позволило увеличить производительность на 25-40% и скорость проходки до 50 м в месяц, после чего забои были соединены.
На протяжении 180 м от устья наклонный ствол проходился круглым сечением и крепился чугунными тюбингами, так как породы на этом участке представлены обводненными и слабообводенными делювиальными отложениями, супесями, суглинками и глинами с включениями обломочного материала и валунов.
Участок ствола от 180 м до 933 м имеет сводчатую форму сечения площадью 13,7 м³, закреплен монолитным бетоном при толщине стенки 400 мм и свода 300 мм. Породы на этом участке представлены пологозалегающими сланцами кварцево-глинистого состава крепостью 7-10 по Протодьякову и крупнозернистыми диабазами крепостью 10-14.
В настоящее время наклонный ствол является одним из самых протяженных в России, на нем действует самый большой в Европе наклонный конвейер с шириной ленты 1400 мм и длиной 932,5 м для выдачи руды на дробильно-сортировочную фабрику (ДСФ).
В наклонном стволе предусмотрена возможность замены ленты на ширину до 2000 мм, что обеспечит увеличение его пропускной способности до 4 млн. тонн руды в год.
К началу 1973 года Бакальское шахтопроходческое управление выполнило около 80% объема работ и своевременный ввод первой очереди шахты не вызвал сомнений. Но дело осложнилось тем, что в проект шахты включили прокладку теплотрассы. Причем проходка этой выработки должна была идти одним забоем.
Использовав опыт Краснотурьинских скоростников, Бакальские шахтопроходчики в марте прошли одним забоем 324 м, а в апреле уже 300 м. Всего за три месяца было пройдено 774 м теплотрассы со средней скоростью 258 м, что превысило нормативы Госстроя СССР более чем в 6 раз. Это был рекорд проходки горных выработок на Южном Урале. Успех обеспечивался использованием машин ПНБ-3, вагонов с донным конвейером типа ВПК-1 и ВПК-10, самоходных буровых кареток.
В декабре 1973 года был введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс шахты «Сидеритовая» мощностью 500 тыс. тонн руды в год. Успех был обеспечен самоотверженным трудом рабочих Бакальского шахтопроходческого управления: А.И. Бейгула, В.И. Буханова, Е.С. Ван-Зусия, А.Е. Картамышева, А.А. Коваленко, С.Г. Мазурова, В.Р. Рахматуллина; ИТР: В.П. Емельянова, И.М. Левченко, А.И. Лисина, А.В. Трубецких, П.С. Тищенко.
Первоочередным объектом эксплуатации в поле шахты являлось Северо-Шиханское месторождение, отработка которого была начата в 1975 году очистными блоками №1 и №2.
По проекту института «Уралгиропруда» отработка верхней части Северо-Шиханского месторождения (выше этажа +650 м) предусмотрена системой открытых камер с применением самоходного оборудования, а основных запасов (1,3 млн. т) в пределах этажа +600…+650 м – системой подэтажного обрушения с торцовым выпуском руды и использованием самоходного оборудования.
Согласно проекту, в процессе отработки основных запасов этаж +600…+650 м разделили на 4 подэтажа +650…+640 м, +640…626 м, +626…+612 м и +612…+600 м. Доставка самоходной техники производилась через штольню, пройденную по горизонту +600 м в Ново-Бакальский карьер. Далее техника поднималась лебедкой по наклонному подъемнику до горизонта +650 м.
Для заезда самоходной техники на подэтажи между основными горизонтами в междублоковом целике шириной 40 м был пройден наклонный съезд.
При проведении горизонтальных подэтажных выработок использовалось самоходное оборудование: погрузочная машина ПНБ-3К, самоходные вагоны 4ВС-10, ВС-5П, погрузочно-транспортная машина ПТ-4 (МПДН-1). Забои бурили, в основном, перфораторами ПР-30.
Очистные работы включали: бурение, послойную отбойку запасов, погрузку отбитой руды и ее доставку до рудоспуска с разгрузкой и перепуском на откаточный горизонт +600 м. На очистных работах использовались буровые каретки СБУ-70У, станки НКР-100М. Зарядка скважин производилась граммонитом 79/21 с помощью зарядных машин УЗДМ-1.
Совместно с Институтом горного дела МЧМ СССР на горизонтах +640 м и +626 м проводились испытания самоходных вагонов 5ВС-15 с целью возможности эксплуатации их в железорудных шахтах. Испытывали 5 вагонов, изготовленных Воронежским заводом горно-обогатительного оборудования. Погрузка руды в вагоны осуществлялась погрузочными машинами ПНБ-3К. В ходе испытаний на ремонт вагонов затрачивалось 23% продолжительности смены, на основании чего было принято решение о доработке конструкции вагонов. После устранения выявленных недостатков, вагоны 5ВС-15 широко стали использоваться на шахте.
В декабре 1975 года была закончена проходка главного рудовыдачного наклонного ствола и сдан 2-й пусковой комплекс (1 млн. тонн сидерита в год). Наибольший вклад в этот результат внесли рабочие: А.Я. Бенер, А.П. Булавский, В.В. Крупица, Н.М. Мальчиков, Е.Н. Нихоношин, С.Е. Павлик, В.И. Савенков, Н.Ф. Явтушенко; ИТР: И.М. Левченко, Н.В. Пешнин, М.Х. Халитов, А.Я. Чатуров.
С 1976 года специалисты Бакальского шахтопроходческого управления приступили к строительству 3-го пускового комплекса (горизонты +540 м и +480 м).
Поскольку при строительстве шахты необходимо было одновременно вскрывать несколько месторождений, то выработки имеют большую протяженность. Квершлаг горизонта +540 м проходили встречными забоями со стороны стволов «Вспомогательный №1» и «Вспомогательный №2».
Проходка горных выработок производилась с помощью буровых кареток СБУ-100, СБУ-2М, СБКН-2П. Уборка горной массы – погрузочными машинами ПНБ-3К и ПНБ-3Д с погрузкой в самоходные вагоны 4BC-10 и 5ВС-15.
С 1979 года началась отработка Ново-Бакальского месторождения. Блок №15 Ново-Бакальского и блоки №1, №2, №3 Северо-Шиханского месторождений отрабатывались системой с управляемым самообрушением налегающих пород по проекту Института горного дела УрО РАН.
На очистных работах для бурения глубоких скважин использовались станки НКР-100 и СБУ-70, также внедряются станки ПБУ-80. Выпуск и доставка руды из блоков осуществлялась погрузочно-доставочными машинами LK-1 при системах с торцовым выпуском, скреперными лебедками 55ЛС-2С и 100ЛС-2С – при камерных системах.
Проходческие работы производились с применением буровых кареток СБУ-2М, СБКН-2П, самоходных погрузочных машин ПНБ, МПДН-1, LK-1. Для крепления горизонтальных выработок набрызгбетоном применялась машина БМ-60. На зарядке скважин использовались установки УЗДМ-3000 и ЗС-1.
На откатке горной массы к дробильному комплексу и стволам работали электровозы 14КР-2А с вагонами УВГ-4 грузоподъемностью 10 т.
В этот период Институт горного дела УрО РАН совместно с НИПИГормаш на шахте успешно проводятся испытания подземного шахтного автопоезда АШ-75, который приемочной комиссией был рекомендован к промышленному освоению.
В декабре 1980 года был введен в эксплуатацию 3-й пусковой комплекс шахты мощностью 500 тыс. тонн руды. В 1981 году шахтостроителями проводились дополнительные выработки.
Всего по трем пусковым комплексам шахты «Сидеритовая» за период 1966-1981 годов Бакальским шахтопроходческим управлением выполнено строительно-монтажных работ на сумму 31 млн. рублей, пройдено 32 км выработок (409 тыс. м³), укреплено 20 км выработок, установлено 29 тыс. металлических штанг, построено 24 км железнодорожных путей.
В техническом оснащении шахта «Сидеритовая» стала высокомеханизированным горнодобывающим предприятикм, занимающим ключевое место среди горнодобывающих предприятий Урала.
В 1986 году начинается отработка Средне-Шиханской залежи. Добыча сидеритов с подземных работ неуклонно продолжала расти и в 1987 году была доведена до 1488 тыс. тонн.
Сидерит представляет собой кристаллическую карбонатную породу серого и буро-серого цвета, обычно на свежем сколе наблюдаются желтовато-серые включения перекристаллизованного сидерита, полуокисленные поверхности имеют вишнево-бурый цвет.
Основной рудный минерал сидеритовых руд – железистый карбонат переменного состава сидероплезит-пистомезит, количество которого в руде колеблется от 75 до 93%. Из нерудных примесей в сидерите присутствуют кварц, доломит, сланцы, углисто-глинистое вещество, анкерит, серицит, барит, пирит, халькопирит и другие.
По химическому составу сидеритовые руды представляют собой карбонат железа, содержащий изоморфную примесь магния и марганца. Они характеризуются низким содержанием фосфора (0,012%), имеют небольшое количество глинозема (2,5%) и кремнезема (4,5%), содержат легирующую примесь марганца (до 2%), обладают высокой природной основностью (от 1,6 до 2,5). Однако использование металлургическими заводами сидерита в природном виде сдерживается относительно низким содержанием железа (29-32%), повышенным содержанием окиси магния (до 11-12 %) и серы (до 0,4%).
По содержанию железа сидериты условно разделяются на богатые с содержанием железа более 25% и бедные (забалансовые) с содержанием железа 20-25%. Освовную массу руд составляют сидериты с содержанием железа 29-32%.
Проблемой технологии обогащения бакальских сидеритов занимались институт «Уралмеханобр», НИИМ, ВНИИМТ, Челябинский Гипромез. Наиболее эффективным было признано обогащение сидеритов обжигом в шахтных печах с последующей магнитной сепарацией. В 1972 году введена в эксплуатацию первая очередь обжиг-обогатительной фабрики в составе 9 шахтных печей, технологически увязанная с дробильно-сортировочными фабриками. В 1979-1981 годах был принят в эксплуатацию 2-й блок обжиг-обогатительной фабрики производительностью 800 тыс. т в год обожженного концентрата, содержащего 49% железа. Была реконструирована аглофабрика, модернизированы четыре агломашины, увеличена их площадь спекания, установлены высокопроизводительные эксгаустеры. Проектная мощность аглофабрики была доведена до 2,3 млн т агломерата в год с содержанием в нем железа 42%.
Дальнейшее улучшение качества руд может быть осуществлено за счет обогащения сырых сидеритов в тяжелых суспензиях. Так, в 1979 году институт «Уралгипроруда» составил ТЭО, которым доказывалась экономическая целесообразность обогащения сидеритов в тяжелых суспензиях. Институтами «Уралгипроруда» и «Уралмеханобр» был составлен проект строительства фабрики обогащения мощностью в 4,0 млн т по сырой руде. По причине недостатка финансирования фабрика так и не была построена.
Основным потребителями бакальских руд являлись Челябинский, Саткинский и Ашинский металлургические заводы, отборный сидерит также отгружался на химические заводы.
В конце 1980-х годов уменьшился спрос на бакальское рудное сырье. В условиях перехода на рыночную экономику металлурги переориентировались на потребление более богатого железом рудного сырья ГОКов, исключив из доменной шахты бакальский агломерат и концентрат, в связи с этим рудоуправление вынуждено было сократить добычу сырой руды.
Из-за недостатка финансирования, дальнейшее строительство шахты «Сидеритовая» в 1990 году было прекращено и мощность в 2750 тыс. т не была введена в действие.
Низкое содержание Fe и высокое содержание MgO в Бакальских сидеритах не позволяет рассматривать Бакальские месторождения в качестве основной сырьевой базы ОАО «ММК». Высокое содержание магнезии приводит к получению «коротких» шлаков (резко теряющих подвижность с понижением температуры) с ухудшением технологии отработки жидких продуктов доменной плавки и процессов обессеривания.
Не имея рынка сбыта продукции из собственного рудного сырья Бакальское рудоуправление было вынуждено в 1996 году поставить на консервацию фабрику обжига и обогащения сидеритов, прекратить с февраля 2001 года производство офлюсованного агломерата. Законсервировать горные работы на Восточном, Еловом, Ново-Карельском и Восточно-Буландихинском карьерах, приостановить на 1,5 года добычу руды из шахты «Сидеритовая».
В 2001 году Бакальское рудоуправление вошло в состав НПРО «Урал» (г. Озерск). Во избежание полной остановки предприятия, руководством научно-производственного регионального объединения «Урал» с привлечением научных сотрудников института «Уралмеханобр» в 2002-2003 годах выполнен маркетинговый поиск рынка потребления бакальского рудного сырья. Была определена целесообразность восстановления технологии рудоподготовки сидеритов через магнетизирующий их обжиг на существующих обжиговых печах с получением кускового в домну и мелкого для агломерации концентратов (КОС) при содержании железа 50%. Тем самым открыта перспектива восстановления добычи сидеритовых руд до уровня 2300-2500 тыс. т в год с получением товарного КОС 900-1100 тыс. т, определены потребители этого вида сырья на Урале, Центре России и Западной Сибири. Мелкий класс сырого сидерита крупностью 0-10 мм стали потреблять Магнитогорский и Орско-Халиловский меткомбинаты (до 50 тыс. тонн в мес.)
В конце 2006 года на базе Бакальского рудоуправления было проведено техническое совещание «Состояние, перспективы добычи и переработки Бакальских руд» с участием топ-менеджеров ООО «Бакальское рудоуправление», ОАО «ММК», НПРО «Урал», институтов «Уралгипроруда», «Механобринжиниринг», «Уралмеханобр», где определилось направление развития предприятия на ближайшие несколько лет.
Программа развития предприятия предусматривает капитальные вложения на общую сумму около 2 млрд. рублей, в том числе: развитие шахты «Сидеритовая» до 4,0 млн. тонн в год; возобновление добычи бурого железняка на карьере «Петлинский» (не менее 400 тыс. тонн в год); реконструкция обжиго-обогатительной фабрики; реконструкция ДСФ; строительство цеха обогащения методоми РРС и СМС; цеха обжиг-магнитного обогащения мелочи сидерита. Реконструкцию производственных мощностей планируется производить поэтапно без остановки основного производства.
Реализация этих мероприятий позволит упростить технологическую схему добычи и переработки сидеритовых руд с получением конкурентоспособной по качеству товарной продукции.
В настоящее время добыча на шахте составляет 200-300 тыс. тонн в год и регулируется спросом металлургических заводов. Добыча сидеритов ведется на горизонтах +480 м и +540 м двумя системами разработки: этажно-камерной со скважинной отбойкой и подэтажного обрушения с торцевым выпуском руды.
Удельный вес системы подэтажного обрушения небольшой, основной системой разработки принята этажно-камерная со скважинной отбойкой.
При этажно-камерной системе на бурении используют буровые станки НКР-100 и скреперные лебедки ЛС-30, ЛС-55 на доставке руды в блоке.
При системе подэтажного обрушения с торцевым выпуском руды используются погрузочно-доставочные машины Atlas Copco ST-3,5.
Через рудоспуски руда переспускается на нижележащий горизонт для последующего выпуска на орты скрепирования.
Бурение шпуров производится с помощью буровых установок Atlas Copco Rocket Boomer 104, Atlas Copco Simba.
Зарядка скважин и шпуров на шахте механизирована с помощью зарядных машин «Ульба-150».
Капитальные выработки крепятся монолитным бетоном, на участках устойчивых горных пород — пройдены без крепления.
Подготовительные и очистные выработки крепятся арочной крепью из спецпрофиля с деревянной затяжкой.
Для ремонта и технического обслуживания самоходной техники, на шахте построены подземные камеры СТО.
Перемещение самоходной техники между горизонтами осуществляется по наклонным съездам +600/+540 м, +540/+480 м и южной спирали +540/+480 м.
Проходка восстающих выработок осуществляется короткими заходками с мелкошпуровой отбойкой.
Ранее восстающие проходились бурением на полное сечение с помощью буровых комбайнов типа 1КВ или 2КВ.
Для перемещения людей и грузов в этаже +540/+420 в районе дробильного комплекса пройден лифтовой восстающий, оборудованный лифтом.
Вскрытие запасов на гор. +540 м и +480 м осуществляется главными квершлагами, западным, восточным и южным штреками. Для доставки руды в границах рудных тел проходятся откаточные штреки.
Проветривание шахты «Сидеритовая» осуществляется по фланговой схеме при негнетательным способе. Подача свежего воздуха в шахту производится двумя вентиляторами главного проветривания, установленными на стволах «Вспомогательный №1» (ВОКД-3,0) и «Вспомогательный №2» (ВОД-30).
Свежий воздух, поступающий по стволу «Вспомогательный №1» на проветривание Северо-Шиханской залежи расходится по горизонтам +600 м, +540 м и +480 м, а воздух, поступающий по стволу «Вспомогательный №2» распределяется по горизонтам +540 м, +480 м и +420 м для проветривания горных работ на Ново-Бакальской и Средне-Шиханской залежах. Между Средне-Шиханской и Северо-Шиханской залежами на горизонтах +540 м и +480 м в главных квершлагах установлены двойные вентиляционные двери.
Распределение и подача необходимого количества свежего воздуха непосредственно на горные работы осуществляется с помощью вентиляторов местного проветривания.
Выдача отработанного воздуха происходит по двум вентиляционным стволам «Вентиляционный №1» и «Вентиляционный №2».
Водоотливное хозяйство шахты «Сидеритовая» состоит из двух насосных станций, расположенных на гор. +420 м и гор. 480 м у ствола «Вспомогательный №2». Насосная камера на гор. +480 м оборудована насосами ЦНС-300/360 и предназначена для приема воды с гор. +480, +540 и +600 м (в том числе и из карьера «Сидеритовый»).
Насосная камера на гор. +420 м оборудована четырьмя насосами ЦНС-300/360 и служит для приема воды с подземных работ гор. +420 и дренажных выработок с пробуренными из них водоперепускным и скважинами под карьеры «Петлинский» и «Ново-Бакальский».
Руду из очистных блоков транспортируют электровозами 14КР и вагонами ВГ-4,5 до вагоноопрокидователей, расположенных на горизонтах +480 м и +540 м.
Круговой опрокидыватель позволяет разгружать сразу две вагонетки ВГ-4,5. Камера оборудована системой аспирации для исключения пылеобразования при разгрузке вагонов.
Далее руда поступает через рудоспуск в дробильный комплекс гор. +460 м, оснащенный дробилкой ЩКД 1500×1200.
После дробилки измельченная руда переспускается на горизонт +420 м в дозаторную и по наклонному стволу выдается в здание приводной станции, откуда перегружается на конвейеры ДОФ.
Наклонный ствол оборудован наклонным подъемником для доставки людей на горизонт +420 м.
В корпусе среднего дробления ДОФ грузопоток соединяется с сидеритами открытых работ.
Далее руда поступает на усреднительный склад, где смешивается с бурыми железняками, после чего поступает в агломерационное производство.
Бакальское рудоуправление сегодня – это современное горнодобывающее предприятие с полным циклом рудоподготовки для металлургического передела, включающим в себя процессы дробления и сортировки, обжига и обогащения сидеритовых руд.
Суммарные запасы Бакальской группы железорудных месторождений составляют около 988 млрд. тонн, из них 34,3 млн. тонн представлены бурыми железняками и 953 млн. тонн – сидеритами. По результатам геолого-разведочных работ, на долю сидеритов приходится свыше 92% общих запасов руд Бакальской группы месторождений.
Бакальские сидериты являются ценным сырьем для получения высококачественных сталей в силу высокой стабильности их химического состава, низкого содержания вредных примесей, высокой прочности, а в обожженном состоянии – хорошей восстановимости. Благоприятный состав пустой породы (основность до 2-2,5 ед.) дает основание отнести данное комплексное сырье к категории железофлюсов.
Использованная литература и источники:
Амдур А.М., Елохин В.А., Корнилков С.В., Рудницкий В.Ф. Железорудные месторождения Уральского региона. // «Известия высших учебных заведений. Горный журнал». 2006, №3.
Артеменко А.П, Тимощук В.П., Сидорук А.Е. Результаты испытаний самоходных вагонов 5ВС-15 на шахте «Сидеритовая». // «Горный журнал». 1978, №5.
Бигеев В.А., Колесников Ю.А., Сергеев Д.С. Состояние и перспективы использования сидеритовых руд Бакальского месторождения в черной металлургии. // «Теория и технология металлургического производства». 2013, №1.
Богачев И.Г. Бакальскому рудоуправлению – 250 лет. // «Горный журнал». 2007, №11.
Васильев М.В. Состояние и перспективы развития горнодобывающей промышленности Урала. // «Горный журнал». 1966, №1.
Влох Н.П., Зубков А.В., Жуков Б.П., Пермяков Г.А. Применение метода управляемого самообрушения налегающих пород на шахте «Сидеритовая». // «Горный журнал». 1987, №12.
Волков Ю.В., Славиковский О.В., Соколов И.В., Смирнов А.А. Перспективы развития сырьевой базы горно-металлургических предприятий Урала. // «Горный информационно-аналитический бюллетень». 2007, №5.
Голынская В.В. Во глубине бакальских руд… Т. 1: История Бакальских рудников. 2007.
Голынская В.В. Во глубине бакальских руд… Т. 2: Бакал: события и время. 2007.
Голынская В.В. Во глубине бакальских руд… Т. 3: 90 лет труда и побед. 2008.
Горшколепов И.М., Пыхтин Г.Ф., Зубрилов Л.Е. Железорудная промышленность Урала к юбилею Октября. // «Горный журнал». 1977, №6.
Горшколепов М.М. Производственное горнорудное объединение «Уралруда». // «Горный журнал». 1980, №2.
Горшколепов М.М., Хазимов В.В., Ахлюстина А.И. Пути повышения эффективности использования сидеритовых руд Бакальского месторождения. // «Горный журнал». 1980, №5.
Дацковский Н.Д., Пермяков Г.А., Авдошин Г.Г., Артеменко А.П. Подэтажное обрушение с торцовым выпуском руды на шахте «Сидеритовая». // «Горный журнал». 1981, №1.
Дергачев Ю.А., Шевцов-Раевский В.Г. На уровень новых задач. // «Безопасность труда в промышленности». 1988, №3.
Драсков В.П. Управление сдвижением горных пород под охраняемыми объектами при разработке Бакальских железорудных месторождений. // «Геомеханика в горном деле: доклады Всероссийской научно-технической конференции с международным участием 1–3 октября 2013 г». 2014.
Кошкалда А.Н. Сохраняя связь времен. К 255-летию Бакальских рудников. // «Горный журнал». 2012, №8.
Липин Я.И. Геомеханические аспекты обеспечения безопасности при разработке мощных слепых рудных залежей с обрушением налегающих пород. // «Горный информационно-аналитический бюллетень». 2013, №7.
Малахов В.С., Хлопотов В.Н., Иванов Е.Н. Маркшейдерские работы при проходке наклонного ствола встречными забоями с применением гирокомпаса МВТ-2. // «Горный журнал». 1974, №10.
Медведев В.В. Скоростные проходки горных выработок. 1975.
Плюснин В.А., Киселев А.Ф. Лицевые счета хозрасчетных бригад. // «Горный журнал».
Плюснин В.А., Тюпина В.Н. Горняки Бакала к 60-летию образования СССР. // «Горный журнал».
Разработка месторождений полезных ископаемых Урала. 1967.
Рябов А.К., Гайсинский М.С., Храмов П.Г., Зубрилов Л.Е. Рудник будущего применительно к мощным железорудным и хромитовым месторождениям Урала и Казахстана. // «Горный журнал». 1980, №3.
Сашурин А.Д. Геомеханические процессы и явления, определяющие безопасность и эффективность недропользования, закономерности их развития. // «Проблемы недропользования». 2018, №3.
Славиковский О.В. Становление, состояние и перспективы развития подземной рудной геотехнологии на Урале. // III Международная научно-техническая конференция «Инновационные геотехнологии при разработке рудных и нерудных месторождений» 22-23 апреля 2014 г. Сборник докладов. 2014.
Славиковский О.В., Дементьев И.В., Осинцев В.А. Геотехника рудных шахт Урала и технология ее применения. // «Горный информационно-аналитический бюллетень». 2003, №1.
Славиковский О.В., Митрошин Г.И. Подземный транспорт при комбинированной геотехнологии. // «Горный информационно-аналитический бюллетень». 2011, №5.
Славиковский О.В., Осинцев В.А. Подземная разработка рудных месторождений на Урале и основные направления совершенствования технологии добычи. // «Известия высших учебных заведений. Горный журнал». 1997, №11-12.
Славиковский О.В., Осинцев В.А., Лунин А.В. Особенности подземной геотехнологии рудных месторождений Урала. // «Горный информационно-аналитический бюллетень». 2000, №11.
Урал горный на рубеже веков. Том 4. Горное производство черной металлургии Урала. 2006.
Фролов В.П. Общешахтные расходы при строительстве рудников. // «Горный журнал». 1978, №8.
Фролов В.П. Проветривание выработок при проходке. // «Безопасность труда в промышленности». 1975, №3.
Черепанов В.А. Вопросы создания и возможность применения троллей-автопоезда на примере ОАО «Комбинат Магнезит». // «Горный информационно-аналитический бюллетень». 2010, №9.
Ярцев В.А., Бурмин Г.М., Зеленецкий В.А., Авдошин Г.Г. Опыт проветривания торцевых забоев. // «Горный журнал». 1981, №4.
http://bakalruda.com/o-predpriiatii/istoriia.html
http://chel-portal.ru/enc/bakalskoe_shahtostroitelnoe