Глубочинский канал

В середине XIX века Полевской и Северский заводы стали испытывать недостаток воды, поскольку заводской пруд уже не мог обеспечить их нужным количеством воды.
Для решения этой проблемы было решено запрудить речку Глубокую, приток Западной Чусовой и направить воды в Верхний пруд.
В 1876 году под руководством инженера Ф.А. Хвощинского началось строительство огромной плотины, длинной подземной штольни и открытого канала.
Глубоченский тоннель

Все работы совершались вручную, была возведена огромная насыпь плотины длиной около 800 метров и шириной более 30 метров. Высота плотины достигала 25 метров.
От плотины был пройден подземный тоннель, длиной 1780 метров, который затем выходил в открытый канал, а далее — в Верхний пруд.
Проходку подземного тоннеля начали с пробивки 11 вертикальных колодцев-шурфов, самый глубокий шурф имел глубину 17 метров.
Глубоченский тоннель

Глубоченский тоннель

Через 55 метров еще один шурф, но уже завалившийся.
Глубоченский тоннель

Из земли торчат железные элементы подвесной крепи
Глубоченский тоннель

Еще через 55 метров — шурф, тоже затопленный
Глубоченский тоннель

Из каждого шурфа в обе стороны проходили штреки, тем самым соединяя шурфы между собой под землей.
Работы производились «на стук», то есть бригады из двух соседних шурфов «шли» навстречу друг другу, ориентируясь на стук инструментов.

Окончательно тоннель был пущен в 1879 году и расчеты оправдались — дефицит воды был устранен.
За все время существования тоннеля ремонтировали (заменили шлюзы) и чистили его от мусора всего лишь однажды — в 1961 году.
Станция управления шлюзом
Глубоченский тоннель

Глубоченский тоннель

Из пруда вода поступает по специальному каналу на шлюз, где регулируется ее поток.
Глубоченский тоннель

Глубоченский тоннель

Глубоченский тоннель

Сейчас длина тоннеля составляет всего 900 метров, дальше идет открытый канал.
Глубоченский тоннель

Бетонный современный портал в тоннель.
Глубоченский тоннель

Уровень воды и ила в тоннеле постепенно повышается и вскоре достигает потолка.
Глубоченский тоннель

16 комментариев

  1. 02.07.2012    

    Интересное сооружение! Насколько я понимаю, бетонную обделку сделали уже относительно недавно? А какой он был изначально?

    • 02.07.2012    

      в 1961 году меняли шлюзы и чистили. скорее всего в этих же годах сделали и бетонный портал, когда строили асфальтированную дорогу
      изначально он был с деревянной обделкой из лиственницы

    • Anonymous's Gravatar Anonymous
      12.02.2014    

      Глубочинский пруд.

      Гой есте уважаемые краеведы и туристы! В 1963 году, летом, проводился ремонт штольни с колодцами,тогда я работал в Ремонтно строительном цехе Полевского Криолитового завода и принимал участие в ремонте. Начальником цеха был Терземан. Первоначально колодцев было 14.Обвалившиеся колодцы постепенно заливали грунтом. Вход в деревянный тоннель обвален и на его месте яма с озерцом. В земле копали тоннель по компасу — кринке. Старые полевички рассказали интересные сюжеты, которые будут обязательно опублиованы в книжицах «былицах.»

  2. 02.07.2012    

    тоннель тоже забетонировали видимо уже в советское время?

    • 02.07.2012    

      да, в 1960-х годах

      • Anonymous's Gravatar Anonymous
        19.11.2012    

        Уважаемые исследователи, обращаюсь к Вам от лица жителя города Полевского и человека, который изучает ГлубочИнский пруд и тоннель с недавнего времени — 2007 года. Ищу новую информацию, завожу знакомства с людьми, которые обладают полезной информацией или хотели бы обладать.
        Из всего следуя, хотелось бы обратится к лицам заинтересованным, а не продолжить ли исследования вместе?
        Отписывайтесь на моей странице в контакте http://vk.com/id25207976
        Информация для «знатоков» очень даже интересная, «вырванная» из последних сохранившихся источников. Например, одна из них:
        Название народно — родное Глубочинский, а не Глубоченский. Возьмите любую карту конца 19, начала 20 века и убедитесь в этом. Также, почитайте писателя — фольклериста Павла Петровича Бажова. У него также упоминается название пруда через «И». А причина для каверкания названия проста — издание буклета «необразованным» человеком в начале 21 века. Написал в кавычках, потому что человек этот хорош по себе, умен и так далее, но по глупости или по невнимательности допустил ошибку, что привело к тому, что любой источник какой ни возьми в руки, изданный позднее чем начало 21 века и видишь эту досадную «фигню».

        • 19.11.2012    

          спасибо за информацию, исправил. при написании опирался на карты 80-х годов.
          в чем заключается исследование?:)

          • Anonymous's Gravatar Anonymous
            19.11.2012    

            Основателем исследовании был полевской краевед, действительный член общества уральских краеведов, турист и просто хороший человек Суренков Владимир Николаевич, а мы с командой и руководителем работы брали эту инфорацию, проверяли и всё аккуратно «складывали в один портфель», а после чего готовились к конкурсу. Также ещё была команда ребят, называвших себя «Азимут», которые тоже создавали маршрут на этой территории, но особо в историю тоннеля и пруда не вдавались. Просто хотели показать эстетическую составляющую пруда и окрестностей и ещё некоторые аспекты… Победили, пошли дальше и вот, после всяческих выступлений, побед и наставлений, связанных с этим людей, решили сами поизучать, поводить людей и вообще в планах сделать тропу, с широким туристско — экскурсионным уклоном. Рисуем схемы, 3D рисунки объектов — остановок тропы, разговариваем с участниками реконструкции 1961 года, фотографируем. Остальная информация взята из литературных источников, либо результаты команды «Азимут», пока этого хватает, хотя есть ещё некоторые планы на исследования воды, но это на лето определено. Главная цель — добиться денежных средств. Либо путем гранта, либо через предпринимателей. Обращаться собираемся, как только будет весь «портфель». Ждем помощи откуда бы то нибыло.

            • 19.11.2012    

              понятно. а есть фото изнутри тоннеля, его исторической части?

              • Anonymous's Gravatar Anonymous
                21.11.2012    

                Есть.
                Только, на сколько я понял, вы не правильно представили тоннель. Вы думаете, что он был изначально деревянный, а потом его переделали в бетонный. На самом деле тоннеля два. Один деревянный, другой построили заново и он бетонный, проходят параллельно друг другу.

                • 21.11.2012    

                  предлагаю перейти к общению в личных сообщениях или ICQ

                  • Anonymous's Gravatar Anonymous
                    26.11.2012    

                    Выложите, Уважаемый Мишай, фоторграфию изнутри, раз она есть. Уже неделю жду)

                    • 30.11.2012    

                      этот вопрос не ко мне, уважаемая Юлия Б.

                    • Anonymous's Gravatar Anonymous
                      30.11.2012    

                      Спасибо за подсказку, сейчас напишу)

        • Anonymous's Gravatar Anonymous
          06.11.2013    

          Глубоченский

          Уважаемые. Не нужно верить на 100% товарищу Суринкову. Вы почитайте его детские брошурки, которые он называет книгами. А его статьи и очерки… В них полнейшее искажение истории! Выдумщик он хороший!

  3. 05.08.2013    

    ZAVODFOTO из ЖЖ: Из серии Заброшенные заводы: Глубочинский

    Пользователь сослался на вашу запись в записи «ZAVODFOTO из ЖЖ: Из серии Заброшенные заводы: Глубочинский канал» в контексте: […] нал взят у в Глубочинский канал […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь записей

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Присоединяйся

Реклама